Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Консультация для родителей по теме: «Значение духовно-нравственного воспитания для старших дошкольников».

 Катакова Марина Юрьевна воспитатель I кв. категории МБДОУ д. с №7.  

Детство – это каждодневное открытие мира

и, поэтому надо делать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

Ведущую роль в становлении личности ребенка - дошкольника играет семья. Сухомлинский В. А. писал  «Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. А самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции».

  Сегодня, как никогда, актуальной является проблема духовно - нравственного, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей  и культурой своего народа, своего родного края.Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажены понятия  любви, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. А ведь это всё впитывают наши дети! Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... ,само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой,  безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.

Формировать личность ребенка в одиночку невозможно.История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников меня часто посещали мысли. Почему же наши дети растут чёрствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им  интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми  нашим детям.

 В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру,  социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста. К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.

 Работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Ведь дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Дошкольный возраст, это возраст формирования основ личности, к которым относится и чувство патриотизма, чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это  корни, связывающие его с  родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Если мы, любим свою Родину, мы  должны знать историю своего государства, ценить культуру своего  Отечества, чтить  святыни нашей Родины, уважать собственное «Я» своего народа. Только тогда мы народ!  С падением нравов и устоев, разрушается государство и исчезает народ. У России должно быть светлое будущее! А строить будущее страны нашим детям. Это будущее зависит и от нас педагогов, от того, что мы сможем дать нашим детям, чему мы их научим.

Культурное наследие народа -  огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Так хочется воспитать  душу ребёнка, любящей, доброй, сострадательной, открытой миру! Так хочется зажечь свечечку духовности и нравственности  в сердечке каждого малыша, чтобы выйдя из детского сада, где он защищён, выстоял и не поддался негативным влияниям и соблазнам  сего мира!

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Работу по воспитанию духовной культуры строю на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию  святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Я воспитываю  любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.

Задачи:

· формирование педагогического потенциала родителей (законных представителей) через вовлечение в образовательный процесс, активное участие  в  жизни группы, поддержку партнерских отношений, повышение компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания.

· создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

· изучение отношения педагога и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

· создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

· привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области).

Организация эффективного взаимодействия детского сада и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания старших дошкольников в следующих направлениях:

· повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) детей путем проведения  дней открытых дверей, выпуска информационных материалов на сайте детского сада;

· Совершенствования межличностных отношений педагогов, детей и родителей путем организациисовместных мероприятий, праздников, акций: «Милосердие»,  «Горячая линия», «Помним и чтим»,   посещение музеев,  выставок, концертов, экскурсий.

· Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, статьи, папки-передвижки, заметки  в родительском  уголке «Это надо знать», родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества.

· Образование  родителей:  лекции, семинары,  создание библиотеки, анкетирование родителей .

· Вовлечение родителей в  совместную деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, конкурсов,  концертов, организация фото - выставок: «Моя бабушка - лучше всех»,  «Учусь вместе с папой», прогулок, экскурсий в краеведческий музей,  к памятникам боевой славы, возложение цветов к Вечному огню, создание презентаций об истории, жизни семьи, увлечениях, положительном опыте семейного воспитания.

· Вовлечение родителей в  совместную проектную деятельность: «Наш древний город Вязьма», «Мой папа – солдат».

· Открытые занятия для родителей: «Учимся сочувствовать, наши бабушки и дедушки», «Берегите родителей», «Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!», «Вот просыпается земля, и одеваются поля. Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес!  Христос воскрес!», «День славянской письменности».

· Приглашение родителей на детские концерты: «Солдатушки - бравы  ребятушки» и т. д. , праздники и спектакли, тематические вечера «Песни военных лет».

Семья и   детский  сад  два воспитательных  феномена,  каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия  для вхождения маленького человека в большой мир.

12 марта 2017 в 21:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.