Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Консультация для родителей по теме: «Духовно-нравственное становление детей старшего дошкольного возраста».

 Катакова Марина Юрьевна воспитатель I кв. категории МБДОУ д. с №7.  

 Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у старших дошкольников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Мы должны Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей.

Задачи:

1.Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей;

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

 Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Духовно-нравственное становление детей , подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это  и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют фольклорные праздники и развлечения. Цель  фольклорного  праздника - познакомить  детей  с  историей  России,  народными  обычаями  и  традициями. Они вносят  в жизнь  ребенка  незабываемые  эмоциональные  переживания.

Дети знакомятся с  народными и православными праздниками - «Русская ярмарка», где дети знакомятся с национальным русским народным костюмом, произведениями декоративно -прикладного искусства, народным бытом, ремеслами, с различными жанрами народной культуры.; « Капустные  вечерки»,  которые по  русским  традициям  были  связаны  с  заготовкой  капусты  на  зиму. По  обычаю  парни  и  девушки долгими  предзимними  вечерами  рубили  капусту  и  развлекались  песнями, играми; «Яблочный Спас». Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Весной,  в  первую  неделю  апреля  отмечаем  «День  птиц».  Ждём  и кликаем перелетных  птиц. Распеваем  весенние песенки. Тёплым  июньским  днём  отмечаем  летний  праздник русской  березки «Троицу».  Перед  праздником  дети  и  взрослые  украшают  участок,  молоденькие  берёзки  венками,  лентами. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

12 марта 2017 в 21:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.