Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Консультация по теме: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»

 Катакова Марина Юрьевна воспитатель I кв. категории МБДОУ д. с №7.  

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

 Необходимо повседневное внимание  к детским радостям и огорчениям. Правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выявить  непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

    Хотелось бы, чтобы вы следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».  Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать   для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?

v Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

v Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.д. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

v Сиюминутные запреты без объяснений сковывает активность и самостоятельность ребенка.

v Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

v Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

v Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

v Предоставлять возможность ребенку действовать   с разными предметами и материалами, поощрять экспериментировать с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

v Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит него целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достигает (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Упражнения и проблемные ситуации для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования

«Как и почему вода льется?». (Вода льется из разных сосудов        по разному: из широкого — большим потоком, из узкого — тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.)

«Можно ли удариться о воду?» Как из воды сделать значок?»(Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходимо определенная температура. )

«Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше.)

«Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)

«Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).

 

12 марта 2017 в 22:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.