Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Тема: «Театр кукол на Руси».

 Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра на Руси, с традициями и обычаями русского народа. Познакомить детей с Петрушкой, с главным героем русских народных кукольных представлений. Воспитывать уважение и интерес и бережное отношение к народной игрушке Познакомить с интересными сведениями из истории кукол. Приобщать детей к вековым традициям своего народа.

Ход занятия.

1.Приветствие. Здравствуйте, мои  хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну, чтобы вы, ребятки, знали о делах родной земли.

2.Слушаем. Люди Древней Руси очень боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. И вот, во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения. (Показ слайда)

Народные праздники всегда были связаны с природой: растительным и животным миром. Через ряженье, игры, песни, хороводы народ проявлял свое отношение к природе. Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления, даваемые на улицах. Люди устраивали их уже не для того, чтобы воздействовать на поведение животных или явления природы, выражая свое к ним отношение, а просто для веселья и развлечения. Эти увеселительные представления стали называть игрищами, от слова игра, а еще позже – гуляниями. (Показ слайда)

Давным - давно  жили - были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить.  И назвали этих людей - скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью.

А чтобы скоморохам  было  перед  кем  выступать были зазывалы.  Зазывалы – это тоже веселые, звонкоголосые люди, которые приглашали всех на праздник. Они привлекали толпу  громко, весело, чтобы люди захотели прийти на ярмарку. «Красны девицы! Добры молодцы! Слушайте и смотрите! И не говорите потом что слыхом не слыхивали и видом не видывали!  Приглашаем всех на поляну зеленую да на ярмарку веселую! И начнется на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами да с песнями! С плясунами да скоморохами! Ждем всех вас на нашей веселой ярмарке!

Скоморохи были странствующими актерами, переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарок, на праздниках. (Показ слайда) Скоморохи выступали с настоящими дрессированными медведями или сами наряжались в медвежью шкуру, устраивая смешные медвежьи представления и распевая веселые скоморошины или по-нашему – частушки. Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно. Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки:

Солнце красное встает, всех на ярмарку зовет. Разливай и квас, и мед, веселись честный народ.

Расфуфырилась Марфута:  Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу-ты. На  Марфуте  три фуфайки,  десять фартуков из байки.

Немного позднее добавился еще один вид театра – кукольный. Некоторые скоморохи в своих представлениях стали использовать куклу -  Петрушку. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы оживить его. (Ответы детей). Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете, почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый, смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок  с кисточкой. В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера: один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). И вот в конце представления,  жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой.

А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений. Педагог с куклой начинает представление.

Собирайся, народ! К вам Петрушка идет. На голове колпак, В кармане медный пяток. Я сейчас веселье затею, И от улыбок ваших разбогатею!

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я – Петрушка! Петрушка! Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок!

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Ну, ребятишки, девочки и мальчики, мое вам почтение, расстаемся с вами до следующего представления!

Наверное, каждый ребёнок видел кукольный спектакль. Существуют целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами. Куклы бывают разные: пальчиковые,перчаточные, Пмарионетки, куклы для театра теней, куклы ростовые.

В нашей стране  одним из ведущих является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича  Образцова. Театр имеет 2 сцены, располагает самой полной и единственной в России библиотекой, в которой собрана вся известная литература о куклах. В театре находится крупнейший в мире музей театральных кукол. (Показ слайда). Ребята,  а где делают кукол сейчас? На фабриках. В Москве есть несколько фабрик игрушек: «огонёк», «кругозор», «кукольный мир».

3.Беседуем:

- Кто был главным героем русских народных кукольных представлений?  (Петрушка)

- Как вы думаете, почему? (Дети говорят о том, что Петрушка веселый, смешной).

- Как был одет Петрушка? (Одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок  с кисточкой)

-Как назывались люди, которые веселили народ, выставляя на посмешище зло да недостатки, а добро да смекалку славили? (Скоморохи).

- Что делал Петрушка? (Петрушка так же, как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей).

- Как вы думаете, какие? (ответы детей)

- Кто такие скоморохи? (Скоморохи  придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью).

- Кто появлялся перед выступлением скоморохов? (Перед тем как выступали скоморохи выступали зазывалы,они приглашали всех на праздник)

4.Обобщаем. На праздничные гулянья водили хороводы, пели песни, устраивали игры.Помимо хороводов устраивали балаганы. Балаган – старинное театральное зрелище комического характера. Петрушка был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух  люди, громко выкрикивал на площадях и ярмарках Петрушка.(Показ слайда). Петрушке более 300 лет. (А знаете ли вы, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия-  Пётр Иванович Уксусов).

5.Играем: Я, думаю, вам очень хочется рассмотреть поближе Петрушку, замечательную игрушку наших предков и поиграть с ним. Садитесь за столы и аккуратно бережно поиграйте с ним.

6.Творим, рисуем, радуемся. А сейчас каждый из вас  может сделать себе такую же  куклу из бумаги. Во время аппликации звучит тихая русская народная мелодия.

7. Прощалочка. На ярмарочных гуляниях были не только скоморохи, но и лотошники – люди, которые продавали разный товар. Лотошник покупателю рад – у него весь товар нарасхват. А особенно нарасхват были сладости, очень пользовались спросом сладкие петушки. Вот и я вас сегодня угощаю. До свидания!

 

24 марта 2017 в 23:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.