Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Рабочая программапо духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников «Весточка»Разработчик: Катакова М. Ю. 2015/2016 учебный год
Оглавление I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3. Принципы формирования образовательной программы 1.4. Подходы к реализации программы по духовно- нравственному воспитанию старших дошкольников. 1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 1.6. Промежуточные результаты освоения программы. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2.3 Основные тематические разделы (блоки). 2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации образовательной программы. 3.2. Структура образовательной деятельности. 3.3. Требования к проведению занятий. 3.4. Комплексно – тематическое планирование в старшей и подготовительной группе 3.5. Особенности организации предметно – пространственной среды. 3.6Оценка индивидуального развития детей. 3.7.Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми.
1.1. Пояснительная записка. «Детство – это каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В.А. Сухомлинский. Сегодня, как никогда, актуальной является проблема духовно - нравственного, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего народа, своего родного края.Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажены понятия любви, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через средства массовой информации у детей формируются анти родительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. А ведь это всё впитывают наши дети! Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бес стержневой, без рамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы. Почему же наши дети растут чёрствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Формировать личность ребенка в одиночку невозможно.История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста. К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. Работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Ведь дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Если мы, любим свою Родину, мы должны знать историю своего государства, ценить культуру своего Отечества, чтить святыни нашей Родины, уважать собственное «Я» своего народа. Только тогда мы народ! С падением нравов и устоев, разрушается государство и исчезает народ. У России должно быть светлое будущее! А строить будущее страны нашим детям. Это будущее зависит и от нас педагогов, от того, что мы сможем дать нашим детям, чему мы их научим. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Так хочется воспитать душу ребёнка, любящей, доброй, сострадательной, открытой миру! Так хочется зажечь свечечку духовности и нравственности в сердечке каждого малыша, чтобы выйдя из детского сада, где он защищён, выстоял и не поддался негативным влияниям и соблазнам сего мира! Очень надеюсь, что ребенок на занятиях кружка усвоит вечные человеческие ценности: любовь, доброту, милосердие, сострадание, почитание родителей, уважение взрослых. Так хочется верить, что зажжённый в детстве Божественный огонёк, будет согревать его душу и сердце всю жизнь! Мне понравилась мысль: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». 1.2.Цели и задачи духовно-нравственного воспитания Цели программы: · Воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота своего Отечества, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу; · Воспитание у детей чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны; · Формирование у детей осмысленного отношения к жизни, воспитание духовно - нравственных качеств личности, через ознакомление детей с родной культурой, русскими народными традициями; · Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны; · Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического, телесного здоровья. Достижение цели предполагает решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Обучающие: Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким; Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям; Формировать представления о России, как о родной стране, о своей малой Родине; Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни; Познакомить дошкольников с основными событиями и героями Библии; Дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки; Раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия; Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.Развивающие: Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам; Развивать у детей гражданственность, патриотизм, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества; Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными; Развивать интерес и любовь к национальной культуре, святыням, традициям, обычаям, обрядам; Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию; Развивать навык связной речи детей, обогащая словарный запас и образный строй; Оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни; Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства; Стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;Воспитывающие: Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, своему народу, к культурному прошлому России, благоговения к святыням; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру; Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности; Содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения; Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, как носителя семейной традиции и родного языка, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа; Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины, уважение к культуре своей страны; Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений; Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории, к своей малой родине, к Отечеству; Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы; Развивать интеллектуальную компетентность ребёнка, развитие коммуникативной функции речи; Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, прививая любовь к родному краю – «малой Родине», ее истории, уважение к традициям своего народа.Нормативно - правовая основа для разработки рабочей программы по духовно- нравственному воспитанию старших дошкольников. Рабочая программа кружка «Весточка» разработана на основании Закона «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания, Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях . Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, основанного на Православных духовных ценностях. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов: - Конституция Российской Федерации. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г. - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). 1.3. Основные принципы организации духовно - нравственного воспитания, лежащие в основе программы: Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник русской педагогики – отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности. Поэтому при организации духовно - нравственного воспитания, должны учитываться следующие принципы:
· Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и детей общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
· Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. · Принцип доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. · Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. · Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. · Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков. · Принцип культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. · Принципы организации и самоорганизации- активность дошкольника, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность. · Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. · Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. · Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. · Принцип наглядности – наличие демонстрационных и дидактических материалов; · Принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»), · Принцип тематического планирования материала – подача изучаемого материала по тематическим блокам. 1.4.Подходы к реализации Программы:
1. Личностно-ориентированные подходы: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников. - целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию, - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, - психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации, - развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация). 2. Системно-деятельные подходы: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач, - креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций, - овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. 3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования - постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; - помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации; - представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. 1.5.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Драгоценное время детства необходимо использовать для того, · чтобы ребёнок обогатился знаниями: о появлении письменности на Руси, о наших предках славянах, их жизни, стремление быть похожими на них и осознать себя их частью, о людях, которые защищали Русь, о возникновении Российского Государства, о богатырской славе, о людях, которые защищали нашу Родину от врагов в 1812 году, героях этой войны, о людях, которые защищали нашу Родину от врагов в Великую Отечественную войну, её героях, их мужестве, отваге, верности народа своему Отечеству. · чтобы ребёнок нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию проявляются в том, что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. Дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.
В результате реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания: 1.Дети имеют представления о семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии; 2.Дети имеютначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 3. Дети имеют начальные представления о предках славянах, об окружающей их природе, поселениях, трудностях жизни, о том как они защищали землю русскую от врагов, стремление быть похожими на наших великих предков и осознать себя их частью, об обычаях и традициях русского народа; 4. Дети имеют начальные представления о появлении письменности на Руси, о просветителях славянства, о первом книгопечатнике; 5. Дети имеют начальные представления о богатырской славе, о снаряжении богатырей: их доспехах, оружии, о первых князьях, о верности народа своему Отечеству; 6.Дети имеют первоначальные представления о Библии, её героях, о православных праздниках, истории и жизни православных людей, о святых людях, о храмах родного города; 7. Дети имеют начальные представления о войне 1812 года, о героях этой войны, их мужестве и отваге; 8. Дети имеют начальные представления о Великой Отечественной войне, о героях этой войны, дети имеютосознанное отношение к празднику Победы, уважение и благодарность к ветеранам; 9. У детей формируется ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению; 10.У детей сформирютсяэлементарные представления о России как государстве, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего народа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине; 11. У детей формируются потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; Дошкольники стали: · активнее проявлять любовь, уважение, заботу к родным, близким, к пожилым людям, стали более благодарными; · владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей; · стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу), проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо; · проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к истории своей страны; · стали различать добро и зло, стремиться делать добро, проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; · стали радостно воспринимать красоту и гармонию окружающего мира, бережно относиться к природе. · стали позитивно относиться к окружающему миру, другим людям и самому себе; · иметь знания об истории возникновения родного города, о людях которые его защищали от врагов; · иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения; · иметь представление о православных праздниках, их значении, истории, о жизни православных людей. Вывод: в результате работы с детьми, можно сделать следующие выводы: Во - первых, знания детей об истории своей Родины и знания о героях, которые прославили и защищали её, увеличились, у детей сформировалось стремление быть похожими на них. Во- вторых, дети знают героев Библии, проявляют интерес к православным праздникам. Подводя итоги, можно сделать вывод, что занятия по этой программе способствует лучшему усвоению знаний об истории своего народа, его вероисповедания. Недаром поэт К. Симонов говорил об этом стихами: Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал… 1.6. Промежуточные результаты освоения программы Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Ответственность за свои дела и поступки.Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей. Критерии оценки духовно – нравственного развития: В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей. Показатели духовно – нравственного развития дошкольников: Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность; Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения; Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание; Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений; Любознательность - устойчивый интерес к знаниям; Честность - искренность, умение говорить всегда только правду; Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека. При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий: Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников –Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения). Уровни развития: высокий, средний, низкий: - для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок»; - для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»; - для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?»; Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников. - для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой. Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) на безнравственный. - для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана; Критерии оценки: у детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается: Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление. - диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»; В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками. - наблюдение, опрос. Ожидаемые результаты: Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст самый чувствительный, в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, формируются основные качества человека. И задача педагогов, родителей помочь ребёнку, как можно раньше взрастить в своей душе духовно - нравственные качества. Это станет духовной защитой от зла, которого там много в нашем мире. Мы в ответе за детей, которых воспитываем. Иоанн Златоуст писал: «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение, будем иметь же большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души». Дошкольный возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. И духовно - нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а с тем, что он должен и хочет познать этот мир. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Дошкольный возраст, это возраст формирования основ личности, к которым относится и чувство патриотизма, чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Процесс формирования духовности на основе библейских героев, воспитание любви и уважения к малой родине у дошкольников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие) Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности со старшим дошкольником является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему понятно. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколениями. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из моего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, к своей Родине, к героям, защищавшим её, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков. В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда и поэтому, особенно важно воспитать восприимчивую душу ребёнка к истории России. 2.2. Формы, способы, методы и средствареализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Необходимо ребёнка с самого раннего детства научить доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в нём те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время чтения детям рассказов, экскурсий в краеведческий музей; наблюдений, рассматривания иллюстраций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; · беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; Беседуя с детьми, необходимо побуждаю их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, нужно дать ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. Проводятся этические беседы, например "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя, ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: « Я патриот», «Это нельзя забывать», «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым», «Учимся красиво думать, красиво говорить, делать красивые поступки», «Почему так хорошо жить на белом свете?», «Бабушка наша очень добра!» «Что такое красота – это сердца доброта!» «Старших надо уважать» «Твори добро!» и т. д. · Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно - ролевые, дидактические, игры - драматизации, игры нравственного и духовно- нравственного содержания и др.), игры - головоломки; · Загадывания загадок, рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; · Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений совместно с родителями; · Чтение и анализ художественных произведений. Например, В. А Сухомлинского . «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Практический методиспользуется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность: · изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам; · рукоделие, прикладное творчество и все виды творческой художественной деятельности детей; · организация постановок литературных произведений; · конкурсы, викторины; · проведение экскурсий различной направленности; · организация вечеров с родителями; · проведение игр (строительных, дидактических, подвижных); · инсценировки и т. д. · использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций Например, коллективная работа «Дерево добрых дел», коллективная аппликация «Троицкий Храм », рисование по теме: «Свет далекой звезды», раскрашивание пасхальных яиц в подарок родителям, рисование по мотивам художественных произведений. Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил», «Давай помиримся». При организации педагогического процесса по духовно- нравственному воспитанию, применяюся такие методы: · модельный метод обучения (объяснение – показ - выполнение); · метод разбора конкретных ситуаций; · игровой метод, развивающий познавательные способности, морально-волевые качества; · соревновательный метод; · Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей; · Биографический метод; · Опора на работу с художественной литературой; · Использование театральной творческой деятельности детей; · метод проблемного обучения – внесение проблемных ситуаций. Методы, которые используются в работе, самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Использование различных методов и приёмов помогает педагогу более качественно организовать детскую деятельность в образовательном процессе. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры - занятия, игры - упражнения, игры - инсценировки, игры - сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Игры и упражнения: · направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»). · направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты») · направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали – покажем» ). · направленные на овладение детьми вербальными средствами общения: («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями). · направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( «Разговор по телефону», «Как нам быть»). Одним из наиболее эффективных методов духовно - нравственного воспитания – это метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей). Реализуемые проекты: - Проект «Путешествие по реке Времени в Древнюю Русь»; - Проект «Святые наши имена» (Святые Борис и Глеб, Аркадий Вяземский, Серафим Саровский, великий иконописец – Андрей Рублев); -Проект «Крещение Руси»; -Проект «Расписное яичко»; -Проект «Мы и мир Божий вокруг нас». - Проект «Богатыри Руси – верные защитники Отечества»; - Проект «В Мирном царстве Космическом государстве»; - Проект «Знатоки родного города»; - Проект «Дети - герои Великой Отечественной войны»; - Проект «Мы помним тебя, солдат»; - Проект «День бородинской битвы»; - Проект «По местам боевой славы» Заполнить духовный вакуум должен в первую очередь воспитатель, но не навязывая ту или иную религию. Во что верить, каждый решает сам, но педагог обязан донести до детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Формы работы с детьми: · Совместные народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием; · Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей итехнических средств обучения; · Экскурсии, целевые прогулки (в краеведческий музей, по городу, к памятникам боевой славы, в храм); Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера. Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры. · Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). («Богатыри – верные защитники земли русской», «Вязьма в годы Великой Отечественной войны», «Добрых рук мастерство», «Древо моей семьи», изготовление книжек - малышек о Родине); · Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания; · Прослушивание литературно-музыкальных композиций; · Широкое использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. · Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, с привлечением известных людей, почётных граждан, детей, совершивших героические поступки, многодетных семей; · Конкурсы; (конкурс плакатов «Защитники Отечества», «Этот славный День Победы».) · Военно-спортивные игры; · Праздники, посвященные памятным датам; (праздник, посвященный дню Матери). Проектная, исследовательская деятельность. 2.3. Основные тематические разделы (блоки). Работа по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников ведётся по блокам: 1.Блок - «Русь моя светлая». Цель: Совершить с детьми путешествие по реке Времени в древнюю Русь. Рассказать детям о древней Руси, о быте, традициях русского народа, как жили наши предки - славяне, как защищали родную землю от врагов. Познакомить детей с интересной, трудной, но благочестивой жизнью наших предков, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужской и женской работы. Приобщать детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной куклой. Вызвать интерес к поделке куклы её обыгрыванию Воспитывать у детей чувство любви к родному краю, как к своей малой Родине, развивать интерес к истории нашей страны. Учить беречь родную природу, быть хозяином на земле. Познакомить детей с русским костюмом, из чего состоит женский русский костюм, чем отличается обычный народный костюм от праздничного? Познакомить детей с костюмами Смоленской области, рисунками орнаментов на костюме, отметить их красоту. Воспитывать гордость за творческий талант народных мастеров. 2. Блок - «Просветители земли русской». Цель: Познакомить детей с основателем книгопечатанья в России, Иваном Фёдоровым. Рассказать детям о том, что он первый русский книгопечатник, издатель первой печатной книги «Апостол». Открыл первую в Москве печатню, где вышли «Сборник молитв», «Часовник», что по этой книге детей учили чтению. Воспитывать уважение к его труду. Познакомить детей с жизнью святых братьев Кирилла и Мефодия, великими просветителями славянства.Познакомить детей с их историческим подвигом, что они принесли славянам христианское благовествование на их родном языке, создание новой письменности для народов, которые её не имели. Познакомить детей с праздником Наума Грамотника, с тем, что делали в старину в этот день.Формировать потребность детей в получении исторических знаний. 3. Блок - «Богатыри - защитники земли русской». Цель: Познакомить детей с образами защитников земли русской, богатырями. Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёши Поповиче и Никите Кожемяке. Помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу. Учить детей рассуждать о характере героев картины В. Васнецова «Богатыри». Уметь сравнивать героев картины с героями сказки «Иван - крестьянский сын». Формировать желание у детей расти сильными, храбрыми и мужественными, благородными и быть защитниками своей семьи, своей Родины. Закрепить знания детей о малых фольклорных формах – былинах, описание образов богатырей в легендах, былинах, их ратных подвигов. Воспитывать в детях любовь к своей Родине. 4. Блок - «В старину в Отечестве нашем». Цель: Познакомить детей с жизнью княгини Ольги, её роли в истории Руси. Рассказать, как она отомстила за смерть своего мужа, князя Игоря. Её крещение и уверование в Иисуса Христа, её добрые дела. Знакомство детей с жизнью Ермака Тимофеевича, казачьего атамана, его делами на благо Русского государства.Познакомить детей с жизнью Святослава, сына княгини Ольги и князя Игоря, его роли в истории Руси. Рассказать детям о том как, онзащищал Русь от набегов хазар, печенегов, расчищал торговые пути, расширял своё государство.Познакомить детей с жизнью рязанского боярина Евпатия Коловрата, его ратными подвигами, как он защищал Русь от монгольских завоевателей. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за нашу историю, желание узнавать как можно больше нового и интересного. Воспитывать гордость за свой народ, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными. Развивать интерес и любознательность, речь, активизировать словарь по теме. 5. Блок - «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Цель: Дать детям понятие, что во все времена на защиту нашего Отечества вставали храбрые, смелые воины, что народ с благодарностью чтит защитников России. Знакомство детей с жизнью Александра Невского, его роль в истории Русского государства. Знакомство детей с жизнью Минина, который сформировал отряды народного ополчения, для освобождения Москвы от поляков и Пожарского, который эти отряды возглавил, их историческим подвигом. Расширить и закрепить знания детей о традициях и истории русского воинства. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к защитникам Отечества. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к защитникам, воинам, желание подражать им, походить на них: быть сильными, смелыми, благородными. Воспитывать гордость за свой народ. 6. Блок - «Моя семья - мой мир». Цель: Показать детям ценность семьи – это и уважение родителей, и забота о старших и младших. Рассказать детям о семье, как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка. Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нем порядок. Сформировать осознанное понимание значимости родителей в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать у детей чувство милосердия, заботы, внимания доброты, любви к самым близким людям: своей мамочке и отцу. Познакомить с Божией заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, сохранять лучшие традиции семьи, привлекать детей и родителей к изучению родословной своей семьи. Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью, гуманные чувства по отношению к своим близким, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Рассказать детям о дружбе. Воспитание доброжелательного и бережного отношения к друзьям. Познакомить с правилами хорошего друга. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. Воспитывать доброе, нежное отношение к бабушкам и дедушкам, уметь радовать их. Обогащать словарь детей социокультурными категориями: «заповедь», «память», «забота». 7. Блок - «Путешествие по страницам Библии». Цель: Познакомить детей с основами православной культуры на основе Библии, с вероисповеданием России, учить чувствовать сердцем красоту и мудрость Божьего мира, желание проявлять заботу и бережное отношение к другим людям, к природе, быть хозяином на земле. Помочь детям увидеть красоту нравственных поступков людей, красоту души человека. Научить детей различать добро и зло, почитать родителей, послушанию, любви, милосердию, доброте, состраданию, заботе о близких людях и другим христианским добродетелям. Приобщить детей к фольклору, участие их в народных и православных праздниках. Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей России, формировать нравственные и эстетические ценности традиционной народной культуры. Знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры с праздником Рождество Христово. Сказать, что лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Знакомить детей с народными традициями готовиться к празднику: украшать ёлочку на Рождество, поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Знакомить детей с обычаем славить Христа . Познакомить с традициями праздника «Пасха», с символом праздника Пасхи – яичком. Раскрыть понятия «видимый мир», «невидимый мир», Ангел- Хранитель. Закрепить желание думать, делать и поступать красиво. Воспитывать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа. Создать положительный эмоциональный настрой детям. Расширять и активизировать словарный запас. 8. Блок - «Что за чудо Божий храм». Цель: Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания детей о народных традициях. Познакомить детей с храмами нашего города, их архитектурой, историей и внешним убранством, научить детей понимать, что для Бога люди особенно старались сделать всё как можно лучше, красивее. Познакомить детей с архитектурными особенностями храмов: купола с крестами, колокольни, особые конструкции. Учить восхищаться красотой архитектуры храма, природой вокруг него. Уточнить для чего люди строят храмы. Рассказать детям о поведении в Храме. Воспитывать духовно-нравственные качества у детей. Познакомить с понятиями рукотворная и нерукотворная красота. Развивать способность чувствовать красоту и премудрость Божьего мира. Учить беречь родную природу, быть хозяином на земле. Воспитание у детей радостного восприятия мира, духовно-нравственные качества. 9. Блок - «Святые наши имена». Цель: Знакомство детей с жизнью Андрея Первозванного, одного из учеников Иисуса Христа, его христианским подвигом, мученичеством за веру. Почитание его потомками. Рассказать детям о Святом Георгии Победоносце. Дать понятие «Святой», о том, как православная церковь – чтит память святого великомученика Георгия Победоносца. Герб Москвы, орден Святого Георгия и орден славы. Показать детям на примере святых Бориса и Глеба истинную веру и любовь к богу, о любви к ближнему, о перенесённых страданиях. На примере жития Серафима Саровского развивать в детях стремление жить по заповедям, творить добро во имя Бога, во имя добра, не ради корысти. Формировать у детей интерес к истории нашей Родины. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за нашу историю, желание узнавать как можно больше нового и интересного. 10. Блок - «Детям о войне 1812 года». Цель: Познакомить детей с историей Отечественной войны1812года, героизмом русских солдат, простого народа, с тем как увековечена память защитников России. Познакомить детей с жизнью Дениса Давыдова, который организовал партизанскую войну против наполеоновских войск, рассказать о его мужестве и отваге. Знакомство детей с жизнью русского полководца, великолепного стратега боевых действий М.И. Кутузова, который возглавлял русские войска в войне с турками. Был главнокомандующим в Отечественную войну 1812 года против французов. Знакомство детей с жизнью генерала русской армии П. И. Багратионом, участника штурма Очаково, Варшавы. Багратион был правой рукой Суворова, его последним подвигом на Бородинском поле. Рассказать детям об участнице войны 1812 года, Надежде Дуровой, которая вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. («Кавалерист-девица»). Воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, сохранять историческую память поколений. воспитывать гордость за свою Родину, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Воспитывать чувство любви к своей родной стране, осознание дошкольниками нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему Формирование у детей представлений об Отечественной войне 18 3 апреля 2017 в 20:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.