Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Зимующие птицы»Программное содержание: 1. Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах, об их внешнем виде, образе жизни и питании. Подвести к раскрытию связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. 2. Развевать навыки в употреблении сложных прилагательных, синонимов, антонимов; согласования существительных и местоимений. Расширять и обогащать словарный запас. 3. Воспитывать любовь к птицам, желания помогать им в холодное время года. Материал: Иллюстрации с изображением птиц. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах. Ход занятия. Воспитатель: Дети послушайте стихотворение О. Высоцкой "Мастерица Зима": Прилетела зима, хлопочет: Укутала в снега все кочки, пенечки, Скамейки и стога. Зима велела дубу накинуть пышный мех, На ель надела шубу, тепло укрыла всех. Лишь прыгают синички на веточках берез. Они не улетели, а выдержат мороз? . Ребята, а как называются птицы, которые остаются на зиму? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Ребята, вы видели и знаете, как приготовились к зиме реки и озера, земля и деревья. Как приготовились к зиме животные, вы тоже знаете. А вот сейчас узнаем, что же это за смелые и выносливые птицы, что зимы не боятся и остаются с нами зимовать? Вы их знаете? Назовите! Дети: Воробьи, вороны, синички, сороки, снегири, дятлы, галки, голуби. Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки об этих птицах, а вы попробуйте их отгадать: Маленький Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крои собирает, По ночам кочует зернышки ворует. Дети: Воробей! Воспитатель: Верно, а как он выглядит? (показываю иллюстрацию) Дети: Воробей маленькая, очень подвижная птица на коротких ножках с круглой головкой, хвостик поднят вверх, клюв тонкий, к концу заостренный. Воспитатель: А где же воробьи зимуют? Как вы думаете? Дети: В щелях стен и под крышами домов. Воспитатель: А где же воробьи находят корм? Дети: Во дворах, на свалках, в кормушках. Воспитатель: Эта птица-непоседа, одного с березой цвета. Кто это? Дети: Сорока –белобока. Воспитатель: Как она выглядит? (показываю иллюстрацию) Послушайте, я вам расскажу: сорока крупная птица с красивым черно-белым оперением, хвост - длинный, ноги большие, сильные; на боках-белые перья. Отсюда и называют ее – сорока - белобока. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ребята, а кто знает, почему эту птицу называют сорокой-воровкой? Дети: Она любит блестящие вещи, уносит их в свое гнездо и прячет. Воспитатель: Да верно, а где сорока устраивает гнездо? (в густых ветвях деревьев и кустарников). Я вам хочу сообщить еще одну весть о том, что сороки приносят пользу тем, что они истребляют насекомых-вредителей и грызунов, переносят семена растений. Воспитатель : А сейчас послушайте еще об одной птичке: Она маленькая птичка И зовут ее. Дети: Синичка! Воспитатель: Верно, а как она выглядит, посмотрите. (показываю иллюстрацию) Дети: На голове черная шапочка, щеки белые, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост- серые. Воспитатель: Гнезда синичка устраивает в дуплах деревьев, углублениях, и щелях гнилых пней и стволов. Синички очень много уничтожают насекомых, столько же сколько и сами весят. Есть у меня еще одна загадка, слушайте: Красногрудый, чернокрылый Любит ягодки клевать! С первым снегом на рябине Появился он опять. Кто это? Дети: Снегирь! Воспитатель: (Выставляю иллюстрацию). Почему эта птица называется снегирь? Как вы думаете? Дети: От слова - снег. Воспитатель: Опишите его дети. Дети: Спина у снегиря голубовато-серая, над хвостом и под хвостом перышки белые, брюшко у снегиря красное, а у самочки снегиря -серое, клюв-короткий, толстый, черный. Воспитатель: Молодцы! А что вы скажите об этой птичке? Кто это? Я по дереву стучу Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все ровно ты будешь мой! Дети: Дятел! Воспитатель: (Показываю иллюстрацию). Ребята, кто из вас его хочет описать? Дети: Верх туловища, головы, шеи, спины и крыльев у него - черные, на головке и шее есть белые пятна, на крыльях белые полосы. низ туловища-белый, под хвостом и на голове красные перья. Воспитатель: А еще дети дятел не очень хорошо летает. Он большую часть времени проводит на дереве. Посмотрите внимательно на клюв дятла. Зачем он ему такой нужен? Дети: У дятла крепкий клюв, им он стучит по коре дерева, и вытаскивает из под нее длинным, липким языком личинок. Им же он долбит шишки. Воспитатель: Правильно дети, только дятел может уничтожить насекомых, живущих под корой дерева. Еще одна загадка: Носит серенький жилет, Но у крыльев -черный цвет. Видишь -кружат двадцать пар И кричат: Кар-кар-кар! Дети: Ворона! Воспитатель: Верно! А как она выглядит? (показываю иллюстрацию) . Дети: Черные - голова, горло, крылья, хвост, а остальные перышки серые. Воспитатель: Днем ворона промышляет в городе, а на ночь улетает в парк и ночует на деревьях. Давайте с вами поиграем в ворон. Физкультминутка: Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (Дети бегают, размахивают руками и кричат : "Кар-кар-кар! ") Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! Только к ночи улетают И все вместе засыпают. (Дети все садятся на корточки и кладут руки под щечку - засыпают) Воспитатель: Ребята, вы много интересного знаете про птиц. А я хочу вам по загадать загадки: Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, Удалой - кто такой? Дети: Воробей! Воспитатель: Красногрудый, толстый, малоподвижный. Дети: Снегирь! Воспитатель: Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый? Дети: Дятел! Воспитатель: Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая? Дети: Ворона! Воспитатель: Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, да ловкая? Дети: Синица! Воспитатель: Да ребята, все птицы - разные: Снегирь - малоподвижный, а синичка-подвижная, юркая ловкая. У синицы клюв тонкий, а у дятла-толстый. Ворона большая, а воробей-маленький, мало двигается, так какой он? Дети: Малоподвижный! Воспитатель: Если у синицы черная голова, то она какая? Дети: Черноголовая! Воспитатель: Если у сороки белый бок, то она какая? Дети: Белобокая! Воспитатель : Если у сороки черный хвост, то она какая? Дети: Чернохвостая! Воспитатель : А у снегиря красная грудь, то он какой? Дети: Касногрудый! Воспитатель : Ребята, про кого их птиц можно сказать- мой? Дети: Дятел, снегирь, воробей, голубь. Воспитатель: А мои? Дети: Дятлы, воробьи, синицы. Воспитатель: А какую пользу синицы приносят людям? Дети: Спасают от вредителей сады, поля, огороды, радуют песенками, украшают природу. Воспитатель : Как и чем мы можем помочь птицам зимой? Дети: Можно сделать кормушки из дерева, из пластиковых бутылок, подкармливать птичек крошками, семечками, зерном. Воспитатель: Правильно, молодцы, я на вас надеюсь и знаю что вы будите заботиться о птичках! Итог занятия: О ком же мы сегодня с вами говорили на занятии? Дети: О зимующих птицах, об их внешнем виде, образе жизни и питании. 3 апреля 2017 в 21:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.