Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Консультация для родителей «О вреде и пользе компьютера и телевизора»

Распространение телевидения, ви­деоигр для приставок, персональ­ных компьютеров достигло апогея, В современной семье, живущей в ме­гаполисе., нередко есть несколько те­левизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, те­левизоры присутствуют уже в ванных, туалетах, кухнях, спальнях. Нередко б путешествия берут компактные 0\/0-проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях. На приеме родители ре­гулярно задают вопросы: «Сколько вре­мени в день позволять ребенку смо­треть телевизор», «Как долго можно разрешать играть в компьютер9» и т.д. Разумеется, занятия на компьютере просмотр телевизионных программ луч­ше свести к минимуму. На самом деле без персонального компьютера невоз­можно закончить школу, да и в совре­менном мире не прожить. Обсуждение фильмов, игр, различных гаджетов яв­ляется неотъемлемой и значительной частью детского социума. Очень пло­хо, недопустимо, если ребенок, слиш­ком много времени просиживает за компьютером ночами или знает наи­зусть все передачи детского канала. Ролевые игры долей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ре­бенок не знает, к го такой Л унт и к или лев Симба, ему намного тяжелее даст­ся интеграция в детское сообщество. Глупо отрицать развивающий и обу­чающий потенциал телевизионных и ком­пьютерных технологии. Даже обыкно­венный просмотр телевизионных про­грамм и мультфильмов может продви­нуть ребенка в развитии и приобрете­нии социальных навыков. Наблюдает­ся тенденция к появлению специаль­ных детских программ и целых кана­лов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вре­де компьютера и телевизора. К сча­стью, большая часть из них -- мифы. Современная медицинская наука мо­жет четко указать на основные нега­тивные аспекты.

С эволюцией мониторов основны­ми проблемными моментами остались:

 *ухудшение зрения;

•  перестраивание ЦНС на более быструю информацию.

Возможно, на первый взгляд пере­численные факторы не кажутся ужасны­ми и непоправимыми, а последний пункт и вовсе может быть воспринят как по­зитивный побочный эффект, но иссле­дования последних десятилетий пока­зывают [1], что гиподинамия является опорным фактором для развития се­рьезнейших заболеваний: СДВГ, дис­лексии, других нарушений поведения и обучения.

Базовым способом лечения СДВГ считаются регулярные физические на­грузки — при них устанавливается опти­мальный баланс активирующих и тормо­зящих нейромедиаторов, и только в этой ситуации ребенок способен контроли­ровать поведенческие процессы, а как следствие - и обучение. Нейромедиатор, или нейротрансмиттер, -это биоло­гически активное химическое вещество, посредством которого осуществляет­ся передача электрического импуль­са от одной нервной клетки (нейрон)

(щель) к другой нервной клетке. На деле эти самые нейромедиаторы осу­ществляют передачу нейроимпульса через «дырку» — просвет между нейро­нами.

Что происходит при гиподинамии и ее последствиях, нарушениях внимания и поведения (СДВ/СДВГ)? Доминиро­вание того или иного типов нейроме­диаторов приводит к нарушениям, да­леко не всегда правильно истолковы­ваемым, но от этого не менее деструк­тивным. Бороться с этим явлением по­зволяет регулярная интенсивная физи­ческая нагрузка.

Нарушение осанки также может привести к самым плачевным послед­ствиям [2], ведь позвоночник — это в том числе и «подвеска для мозга». Спинной мозг (находится в позвоноч­ном столбе) управляет сердцем, диа­фрагмой, всеми движениями и внутрен­ними органами. При серьезных нару­шениях осанки все это также страдает.

Одним из важнейших этапов разви­тия вида «человек разумный» был пере­ход к прямохождению на двух конечно­стях. Он был бы невозможен без ряда эволюционных изменений анатомии.

Самое значимое из них -появле­ние 3-образного изгиба позвоночно­го столба.

Зрение-функция первостепен­ной важности для развития и повседневной жизнедеятельности человека. Всем известно, что это  наиболее емкий сенсорный канал ( информаци­онный вход»). Но часто дети не знают что у них снижена острота зрения. К сожалению, медицинские осмотры в по­следнее время стали сугубо формаль­ными. Таким образом, важна не только профилактика, но и адекватная оценка текущего состояния. Это позволит пре­дотвратить дальнейшее развитие нега­тивного процесса.

Мозг человека, с раннего детства, смотрящего современные телеканалы, перестраивается на восприятие более быстрой информации. При этом он те­ряет способность усваивать информа­цию в нормальном темпе обучения. Мозг не «читает» образную книгу обуче­ния, а по привычке «пролистывает» ее. Просмотр программ, рассчитанных на взрослых, провоцирует развитие таких заболеваний, как СДВ, СДВГ и других.

Дети всех возрастов ежедневно про­водят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками сти­муляции мозга через глаза. Проблема современной медицины, да и, по сути, всей нашей цивилизации в том, что все происходит «в первый раз» для каждо­го нового поколения. Многие события могут иметь отсроченные последствия, которые сейчас еще не полностью по­няты, предсказаны. Ясно одно; опре­деленное стимулирующее воздействие, перестраивающее пластичный молодой мозг, эти «видеоизображения» оказы­вают. Многие часы, проводимые перед телевизором и компьютером, буквально «перезагружают» мозг ребенка, перево­дят его в режим пассивного визуального обучения. Следовательно, этот «заново перезагруженный» мозг не научится ис­пользовать активную мультисенсорную модель обучения, которая интегрирует зрение, слух, тактильное чувство, вкус, движение и равновесие

Часто возникает аргумент: «Мож­но смотреть телевизор, поскольку ребенок не имеет проблем с обучением и концентрацией внимания». Но со­временные программы телевидения и реклама сильно отличаются от тех, что были в прошедшие десятилетия. Их цвет и яркость интенсивнее, изо­бражение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она цели­ком направлена на удержание внима­ния. В ее создании принимают участие ученые-нейрофизиологи.

Как это влияет на обучение в шко­ле9 Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых обра­зов и изменяющихся звуков. Как след­ствие, ребенок не может перестроить­ся на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются един­ственным звуком — голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в клас­се часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.

Доступные меры борьбы с вредоносными факторами

1. Борьба с гиподинамией Уста­новите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок «зараба­тывает» каждые 15 минут перед экра­ном выполнением комплекса физических упражнений, по интенсивности прибли­жающихся к пределу возможностей ре­бенка. Например, если вы знаете, что ребенок максимально может присесть 20 раз, то попросите его присесть 30 раз за два подхода. Плюс отжаться от пола 15 раз (за сколько угодно подхо­дов) при максимально возможном для ребенка количестве 5 раз за один под­ход. Очень, хорошо, если ребенок вы­полнит несколько заданий на растяж­ку (достать до пола кулаком, при этом стоя на прямых ногах и т.п.). Большая амплитуда упражнений также привет­ствуется. Наклоны, перемена исходно-

го положения упражнения на горизон­тальное (отжимание от пола, «лодоч­ка», «ласточка») помогают бороться с венозным застоем.

2.  Нарушение осанки Следи­те за удобством мебели и правильно­стью посадки ребенка (без искривле­ний, опор на одну руку, не полулежа
и т.п.). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контроли­ровать его осанку в течение четверти часа. Проблемы (если они есть) бы­стро себя проявят. Целесообразно за­писать свои наблюдения и изложить их на плановом или внеочередном визите к ортопеду. Кроме того, не забывайте об упражнениях «лодочка», «ласточка»,наклонах до пола и т. п.

3.  Ухудшение зрения Вредным считается просмотр фильмов и теле­программ только при сильном напря­жении глаз, как бы пристальном на­блюдении за картинкой. В просмотре
в обычном режиме некоторые специ­алисты видят даже пользу для зрения.

При просмотре ТВ расстояние от экрана должно быть удобно при теку­щем состоянии зрения.

Ребенок должен:

•  сидеть напротив экрана, а не сбо­ку от него;

•  держать голову прямо, без накло­на вперед или в стороны;

•  регулярно моргать;

•  глубоко дышать, но при этом не доходить до гипервентиляции, поте­ри сознания;

•  перемещать глаза по всему экра­ну, не задерживаясь на одном месте.

Время от времени просите ребен­ка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.

При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного ваше уровня>глаз, рабочее место долж­но быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза.

Необходимо проводить гимна­стику для глаз

* Зажмуривание чередуем с широ­ким открытием глаз.

*Вращение глаз без поворота го­ловы: сначала в одном, а потом в дру­гом направлении.

 *Учащенное моргание в течение (30—60 с).

  *Массаж век круговыми движениями пальцев (30—60 с).

Допустимо применение самых раз­личных вариаций гимнастики для глаз. Их достаточно много в специализи­рованной литературе. И уже неплохо просто сказать ребенку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».

4. Ускорение параметров вос­приятия информации Необходимо выбирать для детей программы, со­ответствующие их возрасту, выполнять простые комплексы упражнений, спо­собных задействовать чувство равно­весия и вестибулярный аппарат (кача­ние на качелях, игры на балансирных снарядах). Такие занятия стали осно­вой целого ряда программ «мозжеч­ковой стимуляции». Например, про­грамма «Прорыв в учебе»  была разрабо­тана именно для улучшения академиче­ской успеваемости в школе. Она пред­ставляет комплексы продуманных «ве­стибулярных» упражнений (от подбра­сывания мешочка с песком до проведения, подвешенного к потолку мячи­ку по сложной траектории), выполня­емых на балансирной доске доктора Билго, разработчика данной програм­мы. В процессе применения «вестибу­лярных упражнений» (мозжечковой сти­муляции) мозг и тело ребенка учатся воспринимать медленную информа­цию через координационные физиче­ские упражнения. Умение восприни­мать разную по скорости (насыщен­ности) мультисенсорную информацию является основой обучения в школе.

Категорически запрещается ма­леньким детям смотреть «взрос­лую» рекламу!

Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком фи­зических пауз и зарядки для глаз. Все зависит от степени их ответственно­сти и веры в необходимость и эффек­тивность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребен­ка собственный алгоритм просмотра телепередач.

9 августа 2018 в 00:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.