Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Проек «Мы за здоровый образ жизни»

Срок реализации проекта: 2020-2021г.

 Разработчик: Катакова Марина Юрьевна

  Содержание:

 1.Пояснительная записка.

 2.Структура проекта.

 3.Календарно-тематический план работы.

 4.Приложения.

 5.Список используемой литературы

 Актуальность проекта.

 «Здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности». В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

 Воспитание здорового поколения – важнейшая задача, требующая серьезного и масштабного подхода к её решению. Проблема воспитания здорового ребёнка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения. Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий.

Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребёнку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни,к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Поэтому, понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья дошкольников, необходимо целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту детей, использовать в работе передовой опыт. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Цель данной работы: пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

4. Дать основные представления о различных формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности;

5.Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

6. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем;

7.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;

8.Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

9.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.

2. Систематизация знаний родителей по вопросам здорового образа жизни.

3. Ребенок имеет знание и представление о том, что такое здоровье и каковы способы его поддержания, укрепления и сохранения.

4. Дошкольник умеет решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, у него сформировано позитивное отношение к необходимости сохранять и поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих.

5. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.

6. Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 1. Снижения уровня заболеваемости воспитанников.

 2. Повышение уровня физической подготовленности.

 3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

 4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

 5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.

 6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды групп.

 Основное условие, которое должно выполняться при реализации данного проекта – это системность и последовательность действий.

Критерии оценки реализации проекта:

 — состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.

 — сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;

 — диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);

 — показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

2.Структура проекта

 Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

1.Аналитический блок:

Анкетирование;

 Мониториг;

Тестирование;

2.Информационный блок:

Подбор наглядной информации;

Оформление фотовитрин, папок – передвижек;

Проведение выставок презентаций;

Составление памяток для родителей;

3.Образовательный блок.

Традиционные формы и методы работы:

 Семинары-практикумы;

Круглые столы;

Вечера вопросов и ответов;

 Индивидуальные рекомендации специалистов;

 Дни открытых дверей;

Физкультурные праздники и досуги;

Творческие конкурсы и выставки;

Нетрадиционные формы и методы работы:

Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья»;

Семейные творческие проекты;

4.Практический блок:

Календарно-тематический план работы на два года обучения.

 1.Аналитический блок. Включает себя активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленное на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.

 Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность реализации данного проекта, который проводиться 1 раз в год, в мае.

 Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.

 2.Информационный блок.

 Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

 Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики:

 • Оформление фотовитрин-1 раз в квартал;

 • Оформление папок – передвижек-1раз в месяц;

 • Проведение выставок презентаций-1раз в месяц;

 • Составление памяток для родителей; 1раз в месяц;

 3.Образовательный блок.

 В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (семинарами, круглыми столами, вечерами вопросов и ответов, индивидуальными рекомендациями специалистов, днями открытых дверей, физкультурными праздниками и досугами, творческими конкурсами и выставками). Предполагает внедрение нетрадиционных форм и методов работы – ежемесячная традиция «Гостиная здоровья» которая направлена на обогащение знаний родителей об укреплении физического и психического здоровья детей, а также особенности развития и воспитания.

 Семейные творческие проекты, направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.

 4.Практический блок.

 Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрировал в календарно-тематический план работы, рассчитанный на два года.

 

Перспективно-календарный план работы (1 год)

  Сентябрь.

 Тема: «Что такое здоровье и как его беречь?»

Цель: Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в воспитании детей.

С родителями и детьми:

 1.Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье» (Приложение №1).

 2.Гостиная здоровья: «Здоровый ребенок — здоровое общество»:

 • Беседа по теме:  «Что такое здоровье?»

 • Презентация: «Если хочешь быть  здоров».

 • Составление памятки: «Формирование у детей здорового образа жизни».

 3.Оформление папки – передвижки «Наше здоровье в наших руках».

 Октябрь.

Тема: «Лесные ягоды».

 Цель: Познакомить  родителей с целительными свойствами  ягод:  клюквы (оказывает тонизирующее, освежающее действие  и повышает умственные и физические способности человека. Клюква хороший бактерицид. Сок клюквы задерживает рост и развитие золотистого стафилококка, сибиреязвенной палочки, протея и кишечной палочки.) и брусники (является замечательным укрепляющим средством для человеческого организма).

С родителями и детьми:

1.Совместный поход в лес, сбор брусники и клюквы.

 2. День здоровья «Быстрее, выше, сильнее»

 3. Оформление папки передвижки «Ищешь витамины? Они рядом»

 4.Рецепты из брусники и клюквы — памятка. (Приложение №2).

 Ноябрь.

Тема: «Закаливание».

Цель:  Познакомить родителей с нетрадиционными методами закаливания.

С родителями и детьми:

1.Оформление папки-передвижки «Закаливание детей»

 2.Гостиная здоровья: «Закаливание»:

 3.Фото - выставка: «Как мы закаливаемся в детском саду».

 4.Составление памятки: «Нетрадиционные методы закаливания»

 5.Семинар-практикум «Нетрадиционные методы закаливания». (Приложение № 3).

 Декабрь

Тема:  «Дыхательная гимнастика».

 Цель:  Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

С родителями и детьми:

 1. Оформление папки-передвижки «Все о дыхательной гимнастике»

 2.Гостиная здоровья «Дыхательная гимнастика»:

 • Показ презентации «Дыхательная гимнастика»

 • Показ видеофрагментов пятиминуток с использованием дыхательной гимнастики детьми.

 3.Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой» (Приложение № 4).

 4.Методические рекомендации «Речевое дыхание». (Приложение № 5).

Январь.

Тема:  «Зимние забавы для здоровья».

 Цель:  Вызывать интерес к зимним прогулкам, закрепить умение кататься на коньках.

С родителями и детьми:

1. Методические рекомендации «Зимние игры и развлечения детей». (Приложение № 6)

 2. Совместный поход на каток.

 3.Катание на коньках и здоровье-памятка.

 4.Оформление фотовыставки «Зимние забавы в детском саду»

 Февраль.

Тема:  «Профилактика плоскостопия»

 Цель: Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики плоскостопия у детей.

С родителями и детьми:

 1.Оформление папки-передвижки «Плоскостопие у детей»

 2.Гостиная здоровья «Плоскостопие дело поправимое»

 •Методические рекомендации «Игры для профилактики плоскостопия». (Приложение № 7)

 • Фотовыставка «Физическое оборудование в домашних условиях».

 • Семинар-практикум

 3.Родительское собрание «Роль семьи в оздоровлении детей». (Приложение № 8)

 4.Музыкально-спортивное развлечение с родителями, посвященное «День Защитника Отечества».

 Март.

Тема:  «Профилактика осанки»

 Цель:  Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики нарушением осанки.

С родителями и детьми:

1. Благоустройство площадки для прогулок детей

 2.Гостиная здоровья

 • Методические рекомендации «Причины формирования неправильной осанки». (Приложение № 9)

 • «Игры для коррекции осанки» — памятка.

 • Семинар-практикум на тему: «Профилактика осанки»

 • Фотовыставка «Коррекция осанки в семье».

  3. Оформление папки-передвижки «Внимание! Берегите осанку!»

Апрель.

Тема:  «Нетрадиционные способы оздоровления».

 Цель:  Познакомить родителей со сказкотерапией как средством коррекционно-развивающей (лечебной) педагогики в детском саду

С родителями и детьми:

 1. «Отвары трав и витаминные чаи» -памятка

 2.Гостиная здоровья «Нетрадиционные способы оздоровления» (Приложение № 10).

 • Сказкотерапия - семинар-практикум

 3.Оформление папки передвижки «Быть здоровым помогут сказки».

 Май

Тема:  «Организация двигательного режима».

Цель: Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима с детьми.

С родителями и детьми:

1.Гостиная здоровья «Организация двигательного режима»

 • Сообщение «Организация летнего оздоровительного отдыха в МБДОУ».

 • Спортивная игра «Зов джунглей» (Приложение № 11).

 • Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопоставление с предыдущим периодом, и общей заболеваемостью воспитанников детского сада.

 2.Оформление папки-передвижки «Отдых летом»

 3. «Подвижные игры летом» - памятка (Приложение № 12).

Перспективно-календарный план работы (2 год).

Сентябрь

Тема:  «Прогулка».

Цель: Познакомить родителей с прогулками, как средством развития двигательной активности детей.

С родителями и детьми:

1.Тестирование «Я и мой ребенок». (Приложение № 13).

 2.Поход в детский парк.

 3.Оформление папки-передвижки «Подвижные игры на прогулке»

 Октябрь.

Тема:  «Точечный массаж».

 Цель: Познакомить родителей с техникой точечного массажа, как средство увеличения защитных сил организма.

С родителями и детьми:

 1.Оформление папки-передвижки «Точечный массаж или волшебные точки». (Приложение № 14).

 2.Методические рекомендации: «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

 3. Гостиная здоровья: «Точечный массаж».

 • Составление памятки: «Точечный массаж на все времена года»

 • Семинар-практикум «Точечный массаж».

 • Презентация: «Здоровье своими руками».

 Ноябрь.

 Тема:  «Ищем витамины».

 Цель: Познакомить родителей с «волшебной» силой витаминов для укрепления здоровья.

С родителями и детьми:

1. Гостиная здоровья «Ищем витамины» (Приложение № 15).

 2. Семинар-практикум. Дегустация витаминного фиточая.

3. «Витаминные чаи» — памятка

 Декабрь.

Тема:  «Релаксация».

Цель: Познакомить родителей с техникой релаксации, которая способствует снижению эмоционального и психического напряжения, тревожности. Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств, Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Оптимизация мышечного тонуса.

С родителями и детьми:

1.Гостиная здоровья «Релаксация».

 • Выставка рисунков детей и родителей «Здоровье в детском саду и дома»

 • Методические рекомендации «Сборник релаксаций»

 • Практическое занятие «Минуты тишины» (Приложение № 16).

 2. День здоровья «Мой любимый звонкий мяч».

 3. Оформление уголка родителей «Как уберечь детей от простуды»

 Январь

Тема:  «Игры, которые лечат».

 Цель: Познакомить родителей с играми, адаптированными, измененными направленными на оздоровление и профилактику заболеваний.

С родителями и детьми:

 1.Гостиная здоровья «Игры, которые лечат»

 • Семинар – практикум по теме: «Игры,  которые лечат».

(Приложение № 17).

2. Оформление папки передвижки «Игры, которые лечат»

 3.Игры для профилактики простудных заболеваний – памятка.

 Февраль.

Тема:  «Зимние забавы для здоровья»

 Цель: Совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловкость и функцию равновесия, воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.

 С родителями и детьми:

1.Совместный поход на лыжную базу, катание на лыжах.

 2. «Ходьба на лыжах и здоровье» - памятка.

 3.Оформление папки-передвижки «Ходьба на лыжах»

 4.«Зимние забавы» — конспект совместного физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей. (Приложение № 18).

 Март.

Тема:  «Здоровые глазки»

 Цель: Познакомить родителей с приемами сохранения зрения у детей.

С родителями и детьми:

1.Гимнастика для глаз, упражнения для коррекции зрения.

 2. Гостиная здоровья «Здоровые глазки».(Видео упражнения).

 • Презентация на тему: «Здоровые глазки».

 • Семинар-практикум.

 • Создание памятки «Чтобы глаза были здоровые». (Приложение № 19).

 3.Оформление папки-передвижки «Пособия для глаз».

 Апрель.

Тема:  «Защита проектов».

Цель: Приобщение родителей поделиться опытом оздоровления с другими семьями.

С родителями и детьми:

1.Гостиная здоровья «Защита проектов».

 • Защита. (Приложение № 20).

 • Дегустация витаминных салатов

 2.Оформление фотовыставки «Здоровье и мы»

 3. Витаминные салаты - памятка

 Май.

Тема:  «До-свиданья детский сад».

Цель: Закрепить желание проводить оздоровительные мероприятия и в дальнейшие годы.

С родителями и детьми:

1.Отчет о результатах мониторинга. (Приложение № 21).

 2.Мини поход в лес.

 3. «Будьте здоровы!» — памятка.

 

 

 

 

Приложение №1 Анкета для родителей «Ваши дети и их здоровье».

Вопросы:

 1. Вы считаете своего ребенка здоровым?

2. Как часто он болеет простудными заболеваниями?

·  1 раз в году.

·  2 раза в году.

·  Группа «риска» – иммунитет снижен.

3. У Вашего ребенка аппетит?

·  Хороший.

·  Избирательный.

· Снижен.

4. Вы довольны поведением своего ребенка?

· Если нет, то почему?

·  У него повышенная раздражительность?

· Он (она) эмоционально неустойчивы?

· Нарушен сон: поздно засыпает, во сне вздрагивает?

· Вы заметили у своего ребёнка рассеянность, быструю утомляемость,

агрессивность, трудный контакт с ровесниками?

·  Ребенок стал проявлять агрессию?

 5. Есть ли у вашего ребенка проблемы с зубами?

 6. Считаете ли вы, что эти изменения связаны с зимним и весенним периодом года?

 7. Знаете ли вы, что проблемы здоровья вашего ребёнка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция?

 8. Как можно в кратчайший срок решить эти проблемы?

 

 

 

 

Приложение №2 «Рецепты из брусники и клюквы»

Морс из брусники  – полезный витаминный напиток, который способен подарить человеку массу микроэлементов, улучшить самочувствие и здоровье. Каждый химический элемент, который содержится в морсе, так или иначе оказывает организму пользу:

Марганец – улучшает липидный обмен в организме, помогает кроветворным органам (селезенка) работать лучше.

Глюкоза, фруктоза – необходима для нормальной жизнедеятельности организма и поддержания в норме гормонального фона.

С витамин – укрепляет иммунитет человека, улучшает его сопротивляемость многим болезнетворным бактериям.

Дубильные вещества – улучшают работу кровеносной системы и положительно влияют на работу ЖКТ.

Органические кислоты – улучшают обмен веществ в организме

Цинк – борется за молодость и здоровье организма, улучшает его сопротивляемость свободным радикалам.

Натрий – поддерживает в норме водно-солевой баланс организма.

Фосфор – поддерживает костную ткань организма, укрепляет ее.

Хром – необходим для мягких тканей.

Бор – необходим для нормальной работы щитовидной железы.

Кисель из клюквы, смородины, брусники.

Продукты (на 5 порций):

клюква 120г

смородина красная 120г

или смородина чёрная 120г

или брусника 120г

сахар 120г

крахмал 50г

вода 900

Ягоды перебираем, хорошо промываем и разминаем в неокисляющейся посуде деревянным пестиком (толкушкой).Отжимаем сок, сливаем его в стеклянную банку с крышкой и ставим на холод. Оставшуюся массу кладем в кастрюлю, заливаем горячей водой и кипятим 4—6 минут, после чего процеживаем через марлю или частое сито. В приготовленный отвар всыпаем сахар, вновь нагреваем до кипения, снимаем с огня и удаляем пену. Картофельный крахмал разводим холодной питьевой водой и, непрерывно помешивая, вводим его в горячий отвар, ставим на огонь, доводим до кипения, вливаем охлажденный сок, размешиваем и снимаем с огня. Готовый кисель быстро охлаждаем (чтобы он не разжижился), для этого его лучше разлить по стаканам и посыпать сахаром.

Капуста белокочанная маринованная с клюквой или брусникой

Продукты:

Капуста 1кг

клюква 20г

или брусника 20  г

морковь 20 г

семена тмина  по вкусу

или семена укропа  по вкусу

перец чёрный по вкусу

перец душистый  по вкусу

Состав заливки:

вода 1 л

уксус 300-400г.

сахар 50-100г.

соль 25г.

В литровую банку кладут по 5—8 горошин черного горького и душистого перца, тмин или укроп, клюкву или бруснику. Пастеризуют банки при температуре 90 ° С: полулитровые — 18 мин, литровые и двухлитровые — 20-25 мин.

Варенье из клюквы и брусники.

Традиционное домашнее лакомство, прекрасное угощение к чаепитию - душистое варенье из клюквы с брусникой.

Продукты

Для сиропа:

сахар 

1.5

кг

вода 

3-4

стакана

клюква 

0.5

кг

брусника 

0.5

кг


Подготовленные ягоды клюквы и брусники залить кипящим сиропом и варить варенье из клюквы и брусники без предварительной выдержки до готовности.

Шоколадный торт с клюквой.

Продукты (на 8 порций)

Яйца – 5 шт.

Сахар – 5 ст. л. + сахар для клюквы (по вкусу)

Мука – 4 ст. л. (с горкой)

Какао-порошок – 2 ст. л.

Клюква свежая – 1,5 стакана

Для крема:

Сметана жирная (или сливки) – 300 г

Сахарная пудра - по вкусу

Ваниль – по вкусу

Способ приготовления. Взбейте яйца с помощью миксера в течение 5 минут.  Не выключая миксер, подсыпайте сахар порциями (по 1 ст. л.). Взбивайте яйца до увеличения в 3-4 раза (общее время – 15-20 минут). Разогрейте духовку до 175-180 градусов. Клюкву посыпьте сахаром. Перемешайте просеянную муку и порошок какао. Аккуратно и медленно вмешайте сухую смесь во взбитые яйца. Тесто должно быть однородным и воздушным. Выложите тесто в смазанную маслом форму (со съемными бортами). Выпекайте в духовке в течение 30-40 минут (не открывайте духовку, иначе бисквит осядет). Готовность можно проверить деревянной палочкой (она должна быть сухой).  Взбейте сметану в течение 1-2 минут. Добавьте сахарную пудру и ванилин. Взбивайте до кремообразного состояния. Клюкву можно растолочь, а можно оставить ягоды целыми. Готовый бисквит разрежьте на коржи (количество коржей – по желанию). Выложите на каждый корж клюкву и сметанный крем. Готовый торт украсьте кремом и клюквой. Желательно подождать, пока торт пропитается, и убрать его в холодильник до следующего дня. Но, если очень хочется, можно кушать торт сразу. На здоровье!

Приложение №3 «Традиционные и нетрадиционные методы закаливания».

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей.

Закаливание – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды: холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации.

Механизм терморегуляции человека заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, при различных внешних температурах соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией.

Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии), обладают хорошим здоровьем, аппетитом. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы человека, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у человека отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:

1) Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2) Постепенность и последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3) Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

4) Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня…

5) Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности).

6) Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

7) Также важно отметить, что при проведении закаливающих процедур нужно учитывать климатические и погодные условия. Следует помнить, что неблагоприятные погодные условия не должны стать причиной отмены мероприятия закаливания, всегда можно подобрать наиболее подходящие для данного сезона, погоды.

Существует много методик закаливания детского организма.

В ДОУ закаливающие мероприятия проводятся под наблюдением медицинского персонала, согласно рекомендациям врача, применимых конкретно к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Но тем не менее воспитатель обязан знать, уметь, понимать необходимость проведения закаливающих мероприятий.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять гимнастические упражнения. Через 10-12 дней после начала закаливания можно начинать хождение по полу босиком, затем присоединяются водные процедуры (обтирания, обливания, душ и т.д.).

Если возникает ощущение озноба, следует прекратить процедуру либо увеличить двигательную активность. Хорошо помогает при появлении озноба растирание сухим полотенцем. Важно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе и чтобы помещения, в которых они находятся, всегда хорошо проветривались. Режим дня так же направлен на закаливание организма ребенка. Частые прогулки, если на улице нет сильного ветра и дождя, так же оздоравливают организм. За это время можно поиграть с детьми  в спокойные игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, можно провести наблюдения за природой, беседы.

Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня.

После дневного сна можно провести закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т.д…. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках  в течение 4-5 дней ), затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор ( на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

Закаливание водой. Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается ( с 29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней). Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

Обтирание можно проводить круглый год утром после зарядки. Для этого махровую варежку опускают в воду, отжимают ее и быстро смачивают руки и ноги, затем шею, спину, ягодицы, грудь, живот. После этого растирают тело сухим полотенцем до легкого покраснения. Температура воды в первые дни для детей 33-31 градус с постепенным понижением воды на 1 градус в течении 6 дней до 23-20 градусов (с учетом возрастных особенностей).

Более сильное закаливающее действие оказывают обливания. Температура воды для обливания должна быть такой же, как и для обтирания. Особенно полезно проводить обливания в летнее время после солнечных ванн. Важно отметить, что обливание проводят только со здоровыми детьми. Обливание ног проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 20 градусов. Вначале температура воды 36 градусов, постепенно ее доводят до 20 – 18 градусов (с учетом возрастных особенностей детей), затем обтирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Также контрастное обливание ног способствует укреплению, закаливанию организма (с 36 постепенно снижая температуру холодной воды до 20 градусов).

Солнечные ванны. Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Однако в городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для принятия солнечных ванн остается утреннее время. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима. Так как дети летом проводят основное время на улице, то перед педагогом стоит важная задача в организации деятельности детей (подбор разных игр, упражнений двигательной активности, трудовой деятельности, игры с песком, водой, наблюдений и т.д….)

Специальные методы закаливания – полоскание полости рта водой комнатной температуры.

Нетрадиционные методы закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых имеет место контакт обнаженного тела ребенка (или его части тела ) со снегом, ледяной водой или воздухом отрицательной температуры. Также нетрадиционным методом является испарительное горячее закаливание – автор К.В. Плеханов. Механизм действия закаливания сходен с закаливанием холодной водой, так как при повышенном испарении с поверхности тела происходит увеличение теплоотдачи.

Закаливания носоглотки чесночным раствором – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессов в полости рта. Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВ. Из расчета 1 чес. зубок на стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, закапать в нос (по необходимости). Использовать раствор в течение 2 ч. после приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно  перед выходом на улицу.

Промывание носа холодной водой – восстановить носовые дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусных инфекций, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же правой и левой ноздрёй).

Здоровое питание – усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам. Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем в эмалированной посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32–34 ч. пшеницу, у которой появились ростки нужно несколько раз помыть холодной кипяченной водой и «эликсир жизни» готов к употреблению. Употреблять по 1 ст. ложки после дневного сна.

Оздоровительный бег (дозированный) – дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю.

Ароматерапия – это запах оздоровляющий среди разнообразия растительного мира. Уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов. Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом.

Ароматерапия – лечение эфирными маслами растений, которые оказывают психологическое физиологическое воздействие. На разных людей один и тот же запах действует по-разному, часто он вызывает воспоминания и какие-то ассоциации.

В воде масло не растворяется. Можно растворить его в 1 ст. ложка молока и добавить в ванну.

Ароматерапия дает такие результаты, которые невозможно получить никакими другими современными лекарственными средствами.

Фитотерапия – это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2–3 растениями, через 5–7 дней добавить еще 1 и т.д. Следить за реакцией организма. Фитопрепараты употребляют за 20–30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2–3 суток в прохладном месте.

Фитотерапия рекомендует: чай употреблять только внутрь; сборы внутрь и наружно (клизмы, компрессы, ванны и др.); порошки внутрь и наружно (присыпки, пластыри, соки свежих растений – внутрь и наружно. В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь).

Цветотерапия  это цвет врачующий. Цвету издавна придавалось мистическое значение и благотворное лишь отрицательное действие на человека. Один цвет ласкает взгляд, успокаивает, способствует приливу внутренних сил, другой раздражает, вызывает не лучшие эмоции. Один бодрит, другой угнетает. Причем на одних они действуют так, а на прочих иначе. Словом, влияние цвета носит избирательный характер.

Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях, в т. ч. оспе, волчанке. Пациент, ими страдающий, помещается в комнате, где все красного цвета, и все лучи, сюда проникающие, должны быть красными.

Синий цвет оказывает особое успокаивающее воздействие. Люди умственного труда найдут, что им легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. Это прекрасное средство при психозе. Этот цвет также полезен для слабых глаз.

Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит. Жёлтый исцеляет кишечник.

Камнетеропия – это «Волшебные» камни. Существует целая «отрасль» литературы о необыкновенных целительных свойствах минералов, о благотворном влиянии различных редких камней на здоровье, психику человека.

Фитонцидотерапия. У лука в листьях и лукавицах сконцентрированы витамины, минеральные соли, питательные вещества, большое количество фитонцидов, подавляющие рост патогенных микроорганизмов. Сок и кашица должны быть свежеприготовленными, ибо при пребывании на воздухе в течение 10–15 мин летучие бактерицидные вещества улетучиваются.

Чеснок – обеззараживающее, убивающее бактерии лечебное растение. Применяется в лечении и профилактике многих болезней

Приложение №4 «Дыхательная гимнастика».

Большое значение в профилактике заболеваний органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос. Ведь от этого во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная активность, поэтому в комплекс точечного массажа для детей 5—7 лет включено и несколько упражнений на дыхание.

 Комплекс «Осенний» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

 2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.

 3. Щипать, как «клешней», перегородку носа указательным и большим пальцами.

 4. Указательными пальцами с нажимом «рисовать» брови.

 5. Указательным и большим пальцами « лепить » уши снизу вверх.

 6. Вдох через левую ноздрю (правую закрываем указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывать левую).

 7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

 Комплекс «Зимний» (декабрь, январь, февраль)

 1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.

 2. Слегка подергать кончик носа.

 3. Указательным пальцем помассировать точку под носом.

 4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.

 5. Растирать за ушами — «примазываем уши, чтобы не отклеились».

 6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».

 7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».

 Комплекс «Весенний» (март, апрель, май)

 1. «Моем» кисти рук.

 2. Указательным и большим пальцем нажимать на ноготь каждого пальца другой руки.

 3. Поглаживать нос от ноздрей к переносице.

 4. Средними пальцами надавливать на ушные козелки.

 5. Поглаживать двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

 6. Игра «Веселая пчелка»: вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка садится на руку, потом на ногу, нанос.

 7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

 Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1—2 минуты. Упражнения проводятся на каждом день. Каждое упражнение повторяется 8—10 раз.

 Целью комплексов массажа и дыхательных упражнений является не только профилактика простудных и других заболеваний и повышение жизненного тонуса у детей, но и привитие им чувства ответственности за свое здоровье.

Приложение №5

«Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания».

1.«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

 3.«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз).

 4.«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки  положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

5. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).

 6.«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3сек.), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить 3-4 раза.

 7.«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

 8.«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

 9.«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!

10. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на

 карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу.

 11.«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

12.«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

 13.«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

14. «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3-4 раза.

 15.«Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 16.«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

 17.«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15сек.)

 18.«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

19. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».

Приложение №6 «Зимние игры и развлечения».

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях …Все, что так радует ребенка и заставляет его долго вспоминать зимние детские игры находится в вашем воображении.

Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть!

Чем можно занять ребенка зимой? Достаточно оглянуться вокруг – белые просторы снега являются отличным источником развития детского творчества. В компании друзей или родителей можно заняться лепкой снежной крепости. Понадобятся общие усилия, чтобы возвести прочную стену из снега, которая выдержит любые удары во время игры в снежки. Чтобы построить снежную крепость, нужно для начала определиться, сколько человек укроется за ее стенами. Когда примерные габариты крепости обозначены, нужно нарисовать на снегу размер постройки в натуральную величину.

Крепость может быть круглой, квадратной, прямоугольной, пятиугольной формы – все зависит от фантазии! Чтобы постройка получилась качественная, нужно использовать "высокие технологии": ведерко набивается снегом, хорошенько утрамбовывается и один за другим лепятся "куличики", из которых состоят стены. В конструкции крепости можно также использовать снежные комы, которые можно скатать из липкого снега. И не забудьте про проем для ворот и окошки-бойницы! В конце строительства крепость можно полить водой, чтобы она прослужила как можно дольше. Лепка снежной крепости мгновенно поднимает настроение и заряжает энергией, ведь впереди столько интересных игр на снегу с участием этого снежного сооружения!

Самая популярная и необыкновенно веселая зимняя игра – снежки. В этой игре участвуют две команды, которые забрасывают друг друга снежками. Снег должен быть немного мокрым и липким, иначе снежные комки не удастся слепить. Процесс игры в снежки представляет собой имитацию огневого боя. Существуют различные ее модификации. Например, использование специальных сооружений – снежной крепости и т.д. Можно воспользоваться щитами, которые защитят от снежков, или не полениться и сделать снежное ружье.

Еще одна любимая игра детворы – "Царь горы", относящаяся к числу старинных русских забав и популярная в современности. Для игры понадобится наличие невысокой снежной горки, а также команды игроков из 5-8 человек. Один игрок должен забраться наверх и объявить: "Я – царь горы!" Все несогласные с таким заявлением начинают штурмовать высоту, чтобы сразить самодержца и столкнуть его с вершины. Тот, кому удастся свергнуть царя "с престола", взбирается на гору и становится следующим царем.

Какие еще зимние развлечения популярны среди детей? Лепка снеговика – это зимняя детская игра, дошедшая до нас с древних времен. Самый простейший снеговик состоит из трех снежных шаров. Более сложные скульптуры из снега можно слепить в виде персонажа из мультфильма или детской сказки, например, медведя, лошадь, даже бабу ягу! Лепка снеговика позволяет отлично проводить время и развивать творчество. Снеговик - веселый зимний персонаж, требующий украшений и внимания. Вам понадобятся краски, морковка для создания носа, возможно, пуговицы или большие яркие бусины, солома, еловые ветки, старая одежда (шапка, шарф, рукавички) – все, что найдется дома и без сожаления подарено для украшения снежной скульптуры.

Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта (лыжи, коньки, хоккей, сноубординг и т.д.). Одним из самых любимых зимних развлечений для детей является катание с горки. Спускаться с горы всегда весело, особенно если съезжаешь не на обыкновенных жестких санях, а на современных надувных санках-ватрушках. Эти надувные санки-ватрушки появились всего несколько лет назад, но уже успели завоевать популярность среди детворы. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в их универсальности. Они отлично скользят по снегу, даже если снежное покрытие еще довольно тонкое. Эти санки имеют отличную грузоподъемность, поэтому могут прокатить не только ребенка, но и почтенного главу семейства. Санки-ватрушки абсолютно неприхотливы в эксплуатации. Они будут радовать всю семью не один зимний сезон.

Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний!

 

 

 

Приложение №7 «Упражнения и игры для профилактики и коррекции  плоскостопия».

Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации, внимании, памяти, мышлении.

1.«Проснулись-уснули». Материал: скамейка или стул
И.п. – сидя на краю скамейки или стула, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1-2 – потянуть носки на себя («ножки проснулись»); 3-4 – потянуть носки к полу («легли спать»).
2. «Совушки». Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.
переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.
3.«Бабочка»
И.п. – тоже, стопы держим вместе. 1 - носки разводим в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединяем вместе суставы больших пальцев («Бабочка машет крылышками»).
4.«Поиграем с ёжиком». Материал: массажный мяч «ёжик».
Массируем мы ножки,
Чтоб бегать по дорожке.
И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.
5. «Балерина». Материал: скамейка или стул
И.п. – сидя на скамейке или стуле, спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.
6. «Попробуй, как я». Материал: верёвочки, платочки
Пальчиками ножек собираем мы,
Червячков для ёжиков,
Шишечки для белочек-
Смелые ведь мы.
И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. По сигналу воспитателя собирать как можно больше предметов из обруча, чередуя правую и левую ноги. Затем дети считают набранные предметы. Выигрывает тот, кто больше собрал.
7.«Нарисуем фигуру». Материал: фломастеры, бумага.
Мы умеем рисовать, ручками и ножками.
Ножки будут выполнять, замыслы художников.
И.П. стоя, руки на поясе, фломастер зажат пальцами одной ноги.. Под музыку дети рисуют фломастером на бумаге изображение какой-либо геометрической фигуры. То же другой ногой.
8.«Гусеничка»
И.п. – тоже, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть в ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями. Затем отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.
9.  «Смельчаки». Материал: деревянные палочки.
И.П. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу одной ногой. То же другой ногой.
10. «Силачи». Материал: платочки.
Мы платочки в ножки взяли,
И немного помахали.
И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Под музыку захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. Выигрывает тот, кто не уронит платочек ни разу.
С фигурными дисками.

1. «Выложи дорогу»

Оборудование: диски фигурные разноцветные, кольца резиновые, обручи.

Ход игры.

Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой команды лежат два обруча. Один рядом, другой на расстоянии 3м. В ближайшем обруче у каждой команды лежат разноцветные диски и кольца. Дети в каждой команде вместе выстраивают из них дорожку ко второму обручу и проходят по ней.

2 вариант. Выкладывают дорожку из фигур, цвета даются в определенной последовательности.

3 вариант. Так же, но сначала использовать кольца, затем фигурки.

4 вариант. Выкладывать дорожку их всех фигур, цвета даются в определенной последовательности, но все фигуры для обеих команд лежат в одном большом обруче.

2. «Переверни»

26 августа 2018 в 00:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.