Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Мастер – класс: «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»Подготовила и провела: воспитатель Катакова М. Ю.. Вязьма -2020г. «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (немецкий философ и социолог Георг Зиммель) Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Что же такое ИКТ? Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности. Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме: (СЛАЙД №2)
Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития. (СЛАЙД №3)
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них: (СЛАЙД №4)
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. (СЛАЙД №5)
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде. В связи срассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два требования ФГОС ДО (СЛАЙД №6)
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной. В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам. (СЛАЙД №7)
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. При использовании компьютерных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» (СЛАЙД №8)
С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов. Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели «1 ученик : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате слишком длительного использования компьютера. Области применения ИКТ педагогами ДОУ На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий. В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ: (СЛАЙД №9)
1.Ведение документации.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила. Сегодня я хочу представить вашему вниманию моё портфолио, выполненное с использованием компьютерной техники. Считаю, что выполненное от руки, портфолио «проиграло» бы в качестве. 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в своей работе: (СЛАЙД №10)
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий. Например, в социальной сети работников образования «Наша сеть» у меня собственная страничка, где размещены мои дидактические материалы и электронное портфолио, имеются соответствующие сертификаты о публикации.
Также владение компьютером помогает осуществлять методические разработки. Мною разработано несколько дидактических игр по ознакомлению с родным городом. Помогло мне в этом умение работать с программами Photoshop, MicroSoft Office Picture Manager (Диспетчер рисунков). Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Найди ошибку»: с помощью программы Photoshop я убрала или добавила некоторые детали на фотографии псковских достопримечательностей. Получилось необычная «головоломка» для ребят. Также и другие игры «Псковская мозаика», «Отгадайте, ребятки, о Пскове загадки», «Как пройти к…» были выполнены с применением этих программ. 3. Работа с родителями. Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий. (СЛАЙД №11) В нашем ДОУ создан официальный сайт mkr.bereza@yandex.ru, что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях. (СЛАЙД №12) Музыкальный руководитель нашего ДОУ Казакова Т.С. создала страничку ВКонтакте: группа «Любимый «Журавлик» и постоянно пополняет её интересной информацией. Станьте подписчиками этой группы, посоветуйте это сделать и родителям ваших воспитанников! И вы будете в курсе «педагогических новинок». Представляю вашему вниманию подшивки групповых газет для родителей и детей, которые я выпускала с помощью компьютера и копировально-множительной техники: за 2007-08 учебный год ежемесячная газета «Синичкины новости», и за 2011-2012 учебный год ежеквартальная газета «Журавлёнок». Вы заметили, что сначала газета была ежемесячной, а затем выпускалась 1 раз в квартал. Все дело в том, что выпуск такой газеты занимает много времени, требует определенных навыков, а цветная распечатка ещё и материальнозатратна. А при появлении сайта ДОУ все новости можно размещать в интернете. Хотя для меня газета все же приоритетнее. Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т.д. Родители и педагоги используют цифровую фото- и видеоаппаратуру и программы их редактирования .Кроме того, родители используют компьютер для создания портфолио своего ребенка. А на выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых. На последнем нашем выпуске при просмотре мультимедиа под песню «Прощайте, игрушки, мы взрослыми стали…» некоторые дети и взрослые прослезились. Когда есть видео выступлений наших ребят на конкурсах на городской сцене, на разных мероприятиях, простых моментов повседневной жизни, то их просмотр вызывает живой интерес у детей и родителей. 4. Воспитательно – образовательный процесс. Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно - образовательного процесса, который включает в себя:
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. С помощью ИКТ разрабатываю наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. На мой взгляд, использование ИКТ базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная мини-библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски к лексическим темам, схемы лепки и рисования для доски памяти и т.д.. Материалы мною постоянно добавляются. Для использования видеоматериалов нам понадобится только флешкарта с закаченным видео и телевизор. А вот, чтобы использовать материал в формате Power Point необходим персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Но экран и проектор в нашем ДОУ имеется в единственном экземпляре. Мы с Татьяной Алексеевной использовали такой набор оргтехники на открытом занятии, но в ежедневной работе пришлось искать компромисс. Приобрела специальный кабель VGA , который соединяет ноутбук с телевизором и отражает на экране телевизора все, что есть в ноутбуке. В настоящее время VGA считается устаревшим и активно вытесняется цифровыми интерфейсами, но это не мешает мне активно его использовать. Свои мультимедийные презентации я разделила на разделы. В комьютере я храню всю информацию в соответствующих папках. (СЛАЙД №13) Использование ИКТ
Каталог имеющихся презентаций Power Point и видео постоянно пополняется. Могу поделиться с педагогами различным материалом: «Голоса животных»- дети увидят изображение животного и услышат его реальный голос, «Пробуждение весны» - увидят, как тает снег, как вылезает из земли подснежник, в презентациях из раздела ФЭМП есть видеозадачи, закрепление дней недели, ориентировка в пространстве и др., есть ряд презентаций по народно-прикладному творчеству, ОБЖ и т.д. 1. Тематические презентации Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: как прорастает цветок, как из куколки появляется бабочка, как разговаривают звери и птицы и т.д. Давайте посмотрим короткое видео. 1* Просмотр видео «Скворец». Хороша весенняя песня скворца! Всего 36 сек. длится видео, а сколько приятных эмоций. Можно вблизи рассмотреть эту красивую птицу с чёрными перышками, блестящими примесью металлических оттенков, послушать, как он распевает свою песенку на разные голоса. Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной зачей. Когда сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, можно самим создать презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ. Microsoft Power Point — самая популярная на сегодняшний день программа для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office. С помощью этой программы можно создать дидактическую игру. Давайте поиграем в такую игру. Практический пример мультимедийной дидактической игры. 3 педагога в качестве детей играют в дидактическую игру 2* «Собери фрукты в вазу». Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми приемами создания презентации (дидактической игры) в Power Point. Практическая работа «Создание дидактической игры» с использованием программы PowerPoint. 1. Для запуска Power Point нажимаем кнопку Пуск и в открывшемся Главном (стартовом) меню щелкнем команду Программы. Запускаем программу Microsoft Power Point. Ниже строки Заголовка на синей полосенаходится Строка меню. Строка меню предоставляет доступ ко всем важным командам программы Power Point. Вы хотите вставить рисунок на слайд. Ключевое слово, здесь требуемое действие, то есть вставить. Какое меню вам нужно? Правильно - Вставка. Вы хотите изменить фон документа. Следовательно, вы хотите работать с оформлением документа. Нужное вам меню - Формат. 2.Выбир дизайна. Можно из предложенных Тем, или использовать Стили фона, Формат фона (сплошная заливка, градиентная заливка, рисунок или текстура) Что касается выбора цвета фона, то психологи пришли к выводу о том, что определенный цвет влияет на психическое состояние человека. Если кратко изложить теорию цвета, то она выглядит следующим образом: (СЛАЙД №14)
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что цвет фона лучше всего делать в светлых, пастельных тонах. 3. Заполнение первой страницы: заголовок слайда (Дидактическая игра); подзаголовок слайда (Что лишнее?). 4. Создание нового слайда Создать слайд. Выбираем макет содержимого Пустой слайд 5. Вначале нужно на слайде разместить объекты. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком из папки их расположения. Для нашего примера добавляем картинки: художник, мольберт, краски, дрель. 6. Нужно продумать каким образом к ним будет применена анимация и триггер. (Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания.) По нашему замыслу надо сделать так, чтобы не нужное удалялось, а нужное оставались. Задаем выбранную анимацию. Для этого на верхней панели Показ слайдов откроем Настройка анимации... Кнопкой мыши выделяем нужные объекты. В области задач «Настройка анимации» щелкаем по кнопке «Добавить эффект». Присваиваем им анимацию: дрели - анимацию выхода (исчезновение), мольберту и краскам - анимацию изменения размера. 7. Создаем триггер (переключатель). В области задач «Настройка анимации» нужно щелкнуть стрелку рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду «Время». Нажимаем кнопку «Переключатели» в левой нижней части окна. Выберираем параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке». Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка ( какому объекту применяем триггер- рисунок2). 8. После создания презентации просмотрим ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберем Показ слайдов. По окончанию показа нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим Power Point. Практическая работа «Как заставить объект в программе Power Point двигаться в нужном направлении» 1. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком. 2. Этот рисунок мы можем заставить двигаться по слайду, как пожелаем. Уменьшаем рисунок в размере. Перетаскиваем к краю слайда. Выделим его. Выбираем Анимация Настройка анимацииДобавить эффектПути перемещения Нарисовать пользовательский путьРисованная кривая Появившимся карандашом рисуем от выделенного рисунка путь, по которому должен перемещаться этот рисунок. 3.Добавим к движущейся картинке звук. В области задач «Настройка анимации» щелкнем стрелку справа рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Параметры эффектов, выберем звук аплодисментов, и подтвердим ОК. Теперь наш рисунок будет двигаться по указанному пути под аплодисменты. Можно выбрать и свою «озвучку», для этого в развернутом меню выбираем Другой звук. В презентации вы можете использовать два типа звуковых файлов: файлы с расширением MP3 и WAV. MP3-файлы наиболее распространены. Но эти файлы не встраиваются в саму презентацию, а устанавливаются как гиперссылки на файл. Звуки в формате .wav будет работать на любом компьютере, куда вы перенесете презентацию. Чтобы конвертировать звуковой файл в wav, можно воспользоваться программой «Онлайн ауди конвертер» или определенными действиями звук можно присвоить к слайду или к объекту на слайде. 4.Просмотр презентации. Необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать. Практический показ применения ИКТ в работе с детьми. 1. Презентация -Ребята, кто знает, что такое море! (ответы детей) -Вы знаете, одному человеку тоже задали такой вопрос. Хотите узнать, как он ответил? Он прислал нам свой ответ в видеописьме. После просмотра 3* презентации «Что такое море?» снова задается вопрос: -Подумайте и ответьте еще раз – Что такое море? 2. Развитие фонематического слуха. 4* Видео «Узнай по голосу» Несколько педагогов в роли детей сидят спиной к экрану. Они на слух по голосу животного определяют, какое животное изображено на экране. 3. ФЭМП. 5* Игра «Кто, где находится?» 6* Игра «Что лишнее?» 4.Физминутки ИЗО «Елочка». Средняя группа. Елочка красивая, стройная, потому что всегда делает зарядку. Елочка предлагает детям выполнить вместе с ней физминутку. На экране появляется елочка и под музыку дети вместе с ней выполняют упражнения. 7* Физминутка «Елочка» 5. 8* Гимнастика для глаз «Игрушки на елочке» После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. 6. 9* Релакс «Рыбки» Применение в работе с детьми специально разработанных компьютерных игр. Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.
Заключение. Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. Материальная база ДОУ.
26 августа 2018 в 22:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.