Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми «Маленькие таланты»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №7 города Вязьмы.

ПРИНЯТА: Зам. зав. по ВОР Ефимова О. И.

Протокол №35от от « 30» 08. 2020 г. ___

УТВЕРЖДЕНА: Заведующая д/с Зеленкова С.А.

Приказ № 35  от  « 30» 08. 2020 г.

Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников

 Состав творческой группы МБДОУ №7

Заместитель заведующей по ВОР -  Ефимова о. И.

Педагог-психолог - Коурова Е. А.

Руководитель  кружка «Звонкие голосочки» - Гришанина С. Ю.

Руководитель  кружка «Весточка» - Катакова М. Ю.

Руководитель  кружка «Крепышок»- Юхарева И.В.

Руководитель  кружка «Занимательная математика» Шульгина О. В.Руководитель  кружка «Город Мастеров» Гришанина С. Ю.

  Содержание программы

I. Целевой раздел программы:

1. 1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи программы.

1.3. Ожидаемые результаты.

1. 4. Условия реализация программы

1.5. Предметно-развивающая среда.

1.6 Принципы  работы по развитию одаренных детей

1.7. Формы работы с одарёнными детьми.

1.8. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка.

II. Содержание деятельности ДОУ по развитию одарённых детей дошкольного возраста:

2.1.  Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми

2.2. Основные этапы реализации программы.

2.3.Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.4. Перспективный план мероприятий по реализации программы «Маленький талант» на 2015-2018гг.

2.5. Мероприятия,  проводимые в рамках реализации программы.

III. Организационный раздел.

3. 1  Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике

3.2. Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к  музыке.

3.3.Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми по развитию речи и ознакомление с художественной  литературой.

3.4Организация работы с детьми одаренными в нескольких областях

3.5.  Организация работы с детьми, имеющими ярко выраженные спортивные способности

3. 6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

3.7. Психолого-педагогический мониторинг.

3.8.Заключение.

 3.9.Список литературы. 

4.0.  Приложения

I. Целевой раздел программы.

1.1. Пояснительная записка. «Одарённость человека – это  маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить  и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он рос и дал обильный плод» В. А. Сухомлинский.

Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», где есть раздел «Одаренные дети». На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одарёнными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одарённости, в непрерывные педагогические процессы. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст, оказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории одарённых детей.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями: Ожиганов Руслан

Дети с высокими творческими (художественными) способностями: Бубнов Саша, Звягина Вика, Голубева Ксения.

Дети с высокими музыкальными способностями: Болохов Никита, Сабурова Мадина

Дети с высокими спортивными способностями: Крылов Павел, Нестеренков Даня, Злобина Катя, Богданов Дима

Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника. В нашем ДОУ имеются кружки различной направленности: Духовно- нравственный кружок  «Весточка», кружок «Звонкие голосочки», кружок  «Крепышок», Кружок «Занимательная  математика»,  в которых дети с признаками одарённости  имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности. Работа  кружков,  проходит один раз в неделю от 15-25 минут (в зависимости от возраста детей) в виде различных интеллектуально - развивающих игр, продуктивной деятельности, музыки, спортивных игр и др. Работа  кружков позволяет максимально приблизить  к  ребёнку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные  способности, проявить  творческий потенциал, укрепить здоровье.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей, на уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Программа «Маленькие  таланты» нацелена на  максимальное раскрытие потенциальных возможностей  детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей со среднего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребёнку, разработку индивидуальных карт развития с учётом специфики  интеллектуально-творческой одарённости ребенка.  Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.


1.2.Цели работы с одаренными детьми:

- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

 - Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду;

- Преемственность в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования по вопросам выявления и развития одарённости у детей.  

Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Задачи:

- Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей; (Приложение№12)

 - Рассмотреть проблемы в обучении, развитии и воспитании одаренных детей в дошкольном возрасте;

- Создать систему выявления и сопровождения одаренных детей;

-Разработать открытые задания и творческие занятия с целью развития одаренности у дошкольников;

- Развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий

- Выяснить, какими качествами должен обладать педагог для работы с одаренными детьми?

- Продолжать осуществлять методическую работу по повышению уровня компетентности педагогов по вопросу организации и взаимодействия с одаренными детьми;

- Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ  и семьи по выявлению и развитию способностей и ранней одаренности дошкольников;

- Способствовать  развитию способностей детей  в системе преемственности между ДОУ и другими образовательными учреждениями. 

Нормативно-правовая база программы:

- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

1.3. Ожидаемые результаты:

1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений  инновационных форм работы с детьми

2.Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей  и предпосылок одаренности детей  дошкольного возраста;

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

4. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

5.Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;

6.Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

7.Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.

Структура программа

- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

- Структура программы сопровождения.

- Определение целей и задач программы  сопровождения. (Приложение №11).

- Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

- Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

- Мониторинг программы.

1.4.Условия реализация программы. Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать. При создании в дошкольной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Прежде всего, это:

- Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.

- Наличие богатой предметно – пространственной среды.

- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

- Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

- Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;(Приложение №.2)

- Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;

- Работа кружков, студии и секции, развивающих творческую направленность ребёнка;

- Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, выставках детского творчества, интеллектуальных конкурсах, выставках детского творчества;

- Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

- Взаимодействие с социумом на муниципальном уровне: дом детского творчества, детская школа искусств, краеведческий музей, центральная районная библиотека, районный дом культуры.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Воспитатель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно -воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Кадровый потенциал дошкольных образовательных учреждений.

На сегодняшний день педагогический коллектив  нашего ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации задач программы «Маленький талант». В его  состав входят 18 квалифицированных педагогических работников: воспитатели,  учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Квалификационные категории имеют 15 педагогов, из них высшую - 9 человек, первую – 6. Все  педагогические работники, реализующие программу «Маленький талант»,  обладают основными компетенциями, необходимые для создания условий развития детей.

Отличительные особенности одаренных детей: (Приложение №1).

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами 

1.5. Предметно-развивающая среда.

На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС,  включающая в себя: содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая развитию различных задатков и способностей дошкольников.

При создании предметно- пространственной  среды педагоги руководствуются современными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, индивидуально-ориентированном подходе, информативности, обогащенности,  обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его различных задатков и способностей.Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащается средства­ми обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствую­щими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие мате­риалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

 - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступ­ными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мел­кой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пред­метно-  пространственным окружением;

 - возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возмож­ность изменений предметно-  пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов способствует:

 - возможности разнообразного использования различных состав­ляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 - наличию в учреждении и группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды способствует:

- наличию в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообраз­ных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечиваю­щих свободный выбор детей;

 - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, по­знавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды способствует:

 - доступности для воспитанников всех поме­щений, где осуществляется образовательная деятельность;

 - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, посо­биям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

 - исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды даёт возможность  соответствовать всем ее элементам требованиям по обеспечению надежности и  безопасности их использования.

1.6. Принципы  работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

- Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

- Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

- Акцент на вовлечении дошкольников  в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

- Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

- Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

- Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
- Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

- Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

- Научности;

 - Деятельного подхода;

 - Системности;

 - Самоценности детства.

 -- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей;

-Учет синзитивности дошкольного детства;

-Индивидуальный подход;

- Комплексный подход;

--  Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;

- Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

1.7.  Формы работы с одарёнными детьми:

- Ежегодно для детей 5-7 лет проводятся различные конкурсы (районные, областные, региональные, всероссийские). Конкурсы для дошкольников проводится с целью пробуждения интереса воспитанников детского сада к собственным интеллектуальным возможностям, а также попробовать свои силы в соревновании с другими детьми. Кроме того, для детей это замечательный опыт участия в соревновательных  формах работы;

- Групповые занятия;

- Занятия по индивидуальным маршрутам;

- Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей;

- Творческие мастерские;

- Исследовательские проекты; 

- Конкурсы; интеллектуальные игры;

- Участие в олимпиадах; презентации;

-Работа по индивидуальным планам;

- Исследовательская деятельность;

- Исследования динамики развития.

- Показ открытых занятий,

- Демонстрация презентаций работы с одарёнными детьми

- Составление индивидуальной карты, портфолио достижений одаренного ребенка. Оформление папки: «Работы одарённых детей»

1.8. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:

- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей;

- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка;

- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;

- Содействие развитию личности ребенка и его таланта;

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Формы работы:

- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

- Родительские  собрания: «О талантливых детях, заботливым родителям», «Развитие одаренных детей в семье».

- Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.(Приложение №2).

- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

- Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

- Формы активизации и обогащения воспитательных умений родителей.

- Презентации, видеоматериалы с представлением разных форм работы с одарёнными детьми для использования в обучении родителей.

-Проведение открытых мероприятий  с родителями.

- Разработка консультаций, журналов для родителей по проблеме поддержки одарённого ребёнка в семье (в электронном варианте).

II. Содержание деятельности ДОУ по развитию одарённых детей дошкольного возраста:

2.1. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.

Психолог.

 Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.  Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Заместитель заведующей по основной деятельности.

 Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка. Совместно с руководителем ДОУ формирует сообщество воспитывающих взрослых: родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

  Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.

   Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература, игрушки и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

Воспитатели.

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Координирующая – осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Другие субъекты педагогической деятельности.

 Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.

 Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

2.2.Основные этапы реализации программы.

1 этап — диагностико - организационный (2020 -2021 г.)

Цель:  Создание условий для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

- Изучить нормативную базу;

- Разработать программу работы с одаренными детьми;

-Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

- Создать целевой методический совет по проблеме работы с одаренными детьми. ( специалисты ДОУ, педагоги старших  и подготовительных групп)

Планируемые мероприятия:

1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;

2.  Изучение и проведение  воспитателями работы по заполнению « Паспорта готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.

3.  Создание творческой группы воспитателей в ДОУ по работе с одаренными детьми.

4. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по  работе с одаренными детьми.

5.Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2 этап — реализационный (2021-2022 г.)

Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

-  Диагностировать склонности воспитанников. (Приложение №3).

- Разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми,  материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.

- Создать методическую копилку детского сада по работе с одаренными детьми.

 -Повысить квалификацию педагогов в области работы с одаренными детьми.

- Создать индивидуальные карты развития  личности ребенка в ДОУ.

Планируемые мероприятия:

1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности (« Портфолио ребенка-дошкольника»).

2.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования.

5. Создание авторских программ, проектов по сопровождению специальной одаренности детей.

3 этап — аналитический (2021-2022г.)

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

- Проанализировать итоги реализации программы.

- Осуществлять преемственность в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

- Корректировать затруднения педагогов в реализации программы.

- Обобщить и презентовать результаты работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Коррекция проекта и уточнение программы.

3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

 Ожидаемый результат.

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2.Повышение ответственности воспитателей  детского сада при организации работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного  процесса воспитанников.

7. Осуществление  преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

Этапы и сроки реализации программы «Маленький талант» 2015г.-2018 г.

 

Этапы

Цель

Срок

I

Организационный

Создание методической базы

Январь 2020 года – август 2021 года

II

Практический

Запуск программы, стартовая диагностика.

 

Сентябрь 2020 года – май 2020 года

III

Коррекционный

Корректировка программы, карт индивидуального развития.

 

Июнь 2020 года – август 2020 года

Работа по корректированным программам

Сентябрь 2021 года – май 2021 года

IV

Аналитический

Анализ и оценка результативности реализации программы

Сентябрь 2022 года – май 2022 года

I Организационный этап: январь 2020г – август 2021 г. –создание методической базы.

Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного  учреждения:

Отбор диагностических методик по выявлению детей с предпосылками одаренности.

Разработка системы мониторинга по выявлению склонностей, задатков и способностей ребёнка педагогами.

Создание организационных, методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.

II Практический этап: сентябрь 2021 года – май 2021 года - запуск  программы «Маленький талант», стартовая диагностика.

Этап включает в себя следующие направления деятельности:

Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.

Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам развития детей  дошкольного возраста

III Коррекционный этап :

1. Июнь 2021 года – август 2021 года- корректировка программ, карт индивидуального развития для работы в следующем учебном году.

2. Сентябрь 2021 года – май 2021 года - работа по корректированным программам.

IV. Аналитический этап: сентябрь 2017 года – май 2021 года - анализ и оценка результативности реализации программы.

 Этап включает в себя следующие направления деятельности:

- Оценка эффективности реализации программы.

- Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.

- Выработка стратегии дальнейшей реализации программы «Маленький талант»

2.3.Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми. Составление плана работы с одаренными детьми. Анкетирование педагогов, с целью выявления профессиональных сведений о педагоге, и определения наиболее эффективных форм работы. (Анкета № 1) Подготовить краткий обзор методической литературы по теме.

Заседание  Совета Педагогов

август

2.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Выбор методов, приемов и форм работы, чтобы развивать детские способности.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

сентябрь-октябрь

Профессиональные и личностные особенности педагога, работающего с одаренными детьми

Семинар — практикум (из опыта  работы педагогов) Анкетирование

сентябрь-октябрь

3.

Познакомить  педагогов с особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте., как подбирать материал для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

 Совет Педагогов-  подготовить интересующие вопросы для обсуждения педагогами.  Деловая игра для педагогов «Детская одаренность»

в течение года


Взаимодействие  педагогов с  одаренными детьми. Составление индивидуальной карты, портфолио достижений одаренного ребенка.

Круглый стол Подготовить практический материал

Октябрь- ноябрь

4.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.


в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.


в течение года

8.

Математический  КВН.


декабрь

9.

Конкурсы, интеллектуальные игры.


январь-февраль

10.

Исследовательская деятельность.


март

11.

Презентация. 


апрель

12.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.


в течение года

13.

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.


в течение года

14.

Работа с родителями.


в течение года

15.

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми. Трудности и проблемы в работе с необычными детьми. Мониторинг.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

май

16.

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Направления работы с одарёнными детьми и их родителями.

1. Планирование и организация работы.

2. Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира

3. Мониторинг состояния здоровья одаренных детей

4. Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей

5. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам

6. Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности. 

2.4. Перспективный план мероприятий по реализации программы «Маленький талант» на 2015-2018гг.

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

1

Создание методической базы для работы с одаренными детьми(Приложение №.2)

2020-2021

Заведующая, зам. по ВОР

Разработка программы «Маленький талант»

2021

Зам. зав. по ВОР, педагог-психолог

3

Организация развивающей предметно-пространственной среды

2020-2021

Заведующая,  зам. зав. по ВОР,  воспитатели

4

Формирование системы дополнительного образования по работе с одаренными детьми:

- организация работы кружков, студий творческой направленности: «Город мастеров»,

- организация работы кружков познавательной  направленности: «Весточка», «Занимательная математика»;

- организация работы спортивного кружка «Крепыш»;

- организация вокального кружка «Звонкие голосочки».

2020-2021

Заведующая,

зам. зав. по ВОР, педагог-психолог, руководители кружков

5

Формирование системы выявления и поддержки одаренных детей

2020 -2021

Педагог-психолог, руководители кружков, воспитатели

6

Проведение внутри детского сада конкурсов детского художественного творчества, КВН, викторины, интеллектуальные олимпиад познавательной, умственной  направленности, спортивных мероприятий.

Участие в районных, краевых  конкурсах:

- «Выставки детских рисунков»,

- «Выставки поделок из природного и бросового материала»,

- «Фотовыставки»,

-Конкурс ДДТ «Островок безопасности»,

-Конкурс ДДТ«Безопасная дорога»,

-«Конкурс по строительству «Снежного городка»,

- Районный конкурс творческих работ «Юные пожарные»  ДДТ.

- Конкурс  «Мисс дюймовочка»,  Районный дом культуры,

- Конкурс  «Таланты и поклонники».

- Конкурс «Весенние ласточки»,

- Интеллектуальный конкурс в ДОУ «Всезнайки»,

- Спортивные мероприятия.

2020 -2021

Зам. зав. по ВОР.

7

Повышение  профессиональной компетенции педагогов при введении системы работы с одаренными детьми включая:

- консультации;

- семинары;

- круглые столы по теме;

2020-2021

Заведующая

8

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение премий и других видов морального и материального поощрения

2020

Заведующая

9

Создание планов, программ и методических материалов для организации образовательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми

2020-2021

Зам. зав.по ВОР

педагог-психолог

10

Организация мониторинга состояния работы с  детьми

2020-2021

Педагог-психолог

12

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов

2021

Зам. зав. по ВОР

13

Создание  портфолио «Достижения» детей

2020-2021

воспитатели

14

Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов, соревнований средствами

Сайт ДОУ муниципальных СМИ

2020-2023

Зам. зав. по ВОР

специалист по работе с сайтом

15

Интеграция общего и дополнительного образования

2020 - 2023

Заведующая,

зам. зав. по ВОР педагоги дополнительного образования





16

Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта 

2023 г.

Зам. зав. по ВОР

педагог-психолог

педагоги дополнительного образования

2.5. Мероприятия проводимые в рамках реализации программы.

 №

п/п

 Мероприятия

 Сроки

проведения

 1

  Диагностика одарённости детей

 Сентябрь

2

 Составление программы «Одаренный ребенок»

Сентябрь

 3

Составление плана работы с одаренными детьми.

15.09-22.09 

 4

 Оформление папки: «Работы одарённых детей»

октябрь

5

Всероссийский конкурс рисунков на тему:  «Имя Мама»

20.10- 21.11

6

Конкурс поделок: «Новогодняя игрушка нашей семьи»

10.12- 22.12

7

Смотр- конкурс новогодних поделок»Мастерская Дела Мороза»

22.12

8

Смотр- конкурс  поделок  з природного материала «Волшебница – Осень»

 7.09 – 30.09

9

Конкурс семейных рисунков: «Зимушка хрустальная»

25.12

10

Творческий конкурс «Поклонимся великим тем годам»

01. 05 – 15 .05

11

Конкурс детских рисунков по теме: «Мой папа защитник Отечества»

 18.02

12.

Фотоконкурс «Мой любимый домашний питомец»

20.03 - 31. 03

13

Открытое занятие «Открываем страничку в мир иконописи»

15. 11. 2023 г.

14

Открытое занятие «Осеняя Казанская»

25. 10. 2018 год

15

Открытое занятие «Ангел – небесный хранитель»

04.  0.2. 2016 год

16

 Конкурс рисунков: «Мир сказок» ко  Дню детской книги

 03.04

17

Конкурс рисунков на асфальте: «Миру-мир!»

28.04

18

 Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Мой любимый детский сад»

29.05

19

 Работа с родителями

в течение года

20

 Подведение итогов работы. Аналитическая справка

май

Мероприятия проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Итог(результа)

1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

Февраль-март

2015г.

Зам. Заведующего по ВМР

Положение о методическом совете

2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,

постоянно

Зам. заведуюшего по ВМР

Повышение инновационного потенциала педагогов

3.Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с планом, с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультатив-ная работа

В начале учебного года

Заведующий

План ДОУ

4.Корректировка и апробация программы ДОУ

Корректировка с педагогами и специалистами ДОУ

В течение года

Заведующий МКДОУ

Программа ДОУ

Организация и содержание  воспитательно-образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей

Консультатив-ная помощь

В течение года

Педагоги

Родительское собрание

«Детская одаренность в ДОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ДОУ

Организационный методический час

Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Зам.заведующего по ВМР

 Размещение материалов, фотоматериалов на с

29 августа 2018 в 23:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.