Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников»ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета Заведующим Зеленковой С.А. Протокол № 95 от « 30» 08. 2023 г. Приказ № 95 от «30» 08. 2023г. Срок реализации программы: 2022– 2023 учебный год. Авторы программы: Зеленкова С.А. – заведующий МБДОУ Ефимова О.И. – заместитель заведующего по ВМ Катакова М.Ю. – воспитатель Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3.Ожидаемые результаты: 4.Оптимизация системы отношений ДОУ и семьи. 5. Принципы взаимодействия с семьей. 6.Условия, необходимые при организации дифференцированного подхода к родителям. 7.Проблемы по поводу согласованности действий семейного и общественного воспитания. 8. Основные направления работы с семьей в ДОУ. 9.Формы и виды работы с семьей. 10. В процессе сотрудничества и сотворчества педагога с родителями достигнуты следующие положительные результаты: 11.Перспективный план работы ДОУ с родителями 12.Используемая литература 1.Пояснительная записка Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей», однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями. В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несёт ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей. Сотрудники нашего ДОУ, я, как педагог, ищем различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами.
2. Цель и задачи программы.
Миссия ДОУ: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное. Обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка. Реализуемые цели - единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка - уважительного отношения к своим близким. Повышение педагогической культуры родителей. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Актуализация в общественном сознании поколения молодых родителей и старшего поколения потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Расширение и разнообразие взаимодействия ДОУ и родителей по воспитанию детей. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.
Задачи программы: 1.Осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью повышения педагогической компетенции. Развивать умение родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. 2. Формировать у родителей способность адекватно оценивать возможности ребенка и в соответствии с этим ставить реальные задачи его дальнейшего развития. 3. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 2. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «Семья – ДОУ». 3. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями. 4. Повысить эффективность работы по профилактике и предупреждению семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста 5. Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей. 6.Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы.
3.Ожидаемые результаты: 1. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей. 2. Гармонизация детско-родительских отношений. 3. Снижение риска семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. 5. Оптимизация системы отношений ДОУ и семьи. 4..Оптимизация системы отношений ДОУ и семьи. 1. Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 2. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален. 3. В оказании комплексной психолого-педагогической помощи важна интеграция усилий всех специалистов без дублирования друг друга. 4. Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи ребенка; 5. Педагоги в общении с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей воспитанников. 6. Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей. 7. Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями; открытости и конфиденциальности отношений, сочетанию делового стиля общения на основе договоров с личностным стилем, в рамках которого нет запрета говорить, что видишь, чувствуешь, о чем думаешь. 8. Родителям предоставляется право в полной мере быть информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его роста и развития. 9. Всеми педагогами и специалистами используются максимально разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов. 10. Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда пойти навстречу инициативным действиям семьи. 11. В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов, конфиденциальному общению со специалистами. В детском саду организована консультативная помощь родителям, возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию. 12. Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представителями территориальных служб социальной помощи семье иребёнку, а так же другими социальными институтами. 5. Принципы взаимодействия дошкольного коллектива с родителями: Принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»; Принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; Принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание ребёнка. Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании дошкольников здорового. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы. Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом. 6.Условия, необходимые при организации дифференцированного подхода к родителям: · соблюдать такт, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям; · учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; · изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; · сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией групповой работы; · осуществлять взаимосвязь разных форм работы с родителями. планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; · оказание адресной помощи семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей. Дифференциация проводится на основе определенной программы по изучению семьи. В ходе изучения используется анкетирование, тестирование, беседы с родителями, посещение семьи, наблюдение.
· структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия); · психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения); · социальный статус матери, отца в семье, степень их участия в воспитании ребенка. После изучения семьи воспитатель совместно с педагогом-психологом составляет социальный паспорт с целью корректировки педагогического взаимодействия. 7..Проблемы по поводу согласованности действий семейного и общественного воспитания. Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребёнку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная черствость, искаженная система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства. Сотрудники нашего ДОУ, я, как педагог, ищем различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители перестают принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречаются малыши, то в дальнейшем их могут ждать печальные последствия, которые отразятся на развитии личности ребёнка. В массовой практике работы дошкольных учреждений по поводу согласованности действий семейного и общественного воспитания существует ряд проблем: · низкая компетентность родителей в вопросах воспитания дошкольников; · ослабление ответственности родителей за воспитание, обучение, развитие детей; · отсутствие взаимопонимания и доверия между родителями и педагогами; · низкая эффективность организуемых форм сотрудничества, отсутствие обоюдно интересных форм взаимодействия, способствующих вовлечению родителей в образовательный процесс, и др. Проводимые формы работы не приносили должного положительного результата, не решали в полной мере указанные выше проблемы. Анализ сложившийся ситуации послужил поводом для углубленной работы в направлении создания системы сотрудничества с родителями.
8. Основные направления работы с семьей в ДОУ: Презентация дошкольного учреждения – знакомство родителей с дошкольным учреждением, нормативными документами, коллективом детского сада, все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к дошкольному учреждению, воспитателем использовались листовки, содержащую информацию о педагогах, работающих с детьми, направлениях работы, традициях группы. Для реализации данной цели использовались следующие формы работы: · создание рекламных буклетов, листовок, памяток; · проведение анкетирования среди родителей по различным направлениям; · создание банка данных по семьям; · организация дней открытых дверей; В результате проводимой целенаправленной работы у родителей появляется устойчивый интерес к дошкольному учреждению, педагог и родители объединяют усилия, ориентированные на дальнейшее построение последовательной и комплексной работы на благо ребенка. Изучение семей будущих воспитанников - изучение особенности семей будущих воспитанников, воспитание ребёнка в ее условиях, установление контактов с семьями. Эта форма работы приносит свои положительные результаты, т.к. позволяет установить контакт с семьей, ребёнком, осуществить рекламную деятельность. Воспитатель заранее готовит вопросы, которые предстоит задать родителям, проводит анкетирование, организует игры с ребёнком. С этой целью проводилось анкетирование родителей по следующим направлениям: · готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; · особенности воспитания ребенка в семье; · изучение отношения родителей к детскому саду и др. В задачу педагога входит целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы · Демографическая характеристика семьи.(Количество взрослых в семье, степень их родства с детьми. Количество детей. Возраст членов семьи.) · Социально- профессиональная характеристика семьи: · (Социальный статус родителей. Образование. Профессия. Режим работы). · Жилищно – бытовые условия.(Количество комнат, их благоустройство. Есть ли у ребёнка своя комната, место для игр, своя кровать, уголок для занятий.). · Культурный и образовательный уровень семьи. Характеристика интересов родителей. Организация семейного досуга. Культурные традиции семьи. Наличие в доме библиотеки, видеотеки. · Морально- психологический климат семьи. Характеристика взаимоотношений между членами семьи. Кто из взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается ребёнком. Забота родителей о разностороннем воспитании ребёнка. Трудности в воспитании. · Степень доверия детей родителям и родителей детям в семье. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей – знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Педагогический совет с участием родителей – привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. Интервью с родителями – помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Педагогические ситуации – обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Посещение семьи – каждое посещение имеет свою цель, обследование, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д. Посещает семьи будущих воспитанников. Педагогические беседы с родителями – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, в период консультации. Ведущая роль отводится воспитателю. Он заранее планирует тематику и структуру беседы. Тематические консультации – консультации близки к беседам, главное их отличие – педагог стремится дать родителям квалифицированный совет. Групповые собрания родителей – на групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. Круглый стол с родителями – проводятся в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов для обсуждения с родителями актуальных проблем воспитания. Общие собрания родителей – на этих собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Дифференцированный подход при организации работы с родителями направлен на повышение их педагогических знаний и умений. Наглядная пропаганда – используются разные средства наглядной пропаганды. Анализ детских высказываний, поведения, творчества – знакомство родителей с материалами, собранными педагогами, рассматривание детских поделок, коллективных работ, дают оценку умениям, навыкам, развитию воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю. Недописанный тезис – помещается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис: «счастливая семья – это …», «успешный ребенок – это …», «мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что …» и т.д. Портрет идеального родителя – заполняется родителями на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при личной беседе, консультации, собрании. Портрет идеального воспитателя – заполняется родителями на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при проведении педагогических советов, совещаний, конфликтных ситуаций в группе. Проект, как метод работы с родителями – детско- родительские проекты, сбор информации, активное участие родителей. Мастер-класс – проводит воспитатель в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника. Тренинги как форма работы с родителями – тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Воспитатель беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей возможно только на добровольной основе. Экспресс – опрос – вопросы, связанные с воспитанием детей. Семейный клуб– оказывает большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, решает проблемы семейного воспитания. Дни открытых дверей в ДОУ – приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста. Педагог убеждён в том, что до прихода ребенка в детский сад родители имеют весьма поверхностное представление о том, как организуется жизнь детей в дошкольном учреждении. Как правило, родители с удовольствием принимают приглашение посетить детский сад, где они имеют возможность познакомиться с результатами работы педагога. Консультации для родителей – проводятся не только педагогами, но и приглашаются учителя, врачи, представители других профессий. Выступления воспитанников детского сада – песни, танцы, чтение стихотворений, инсценировки. Цель – показать результаты воспитания в детских учреждениях. Соблюдение и обогащение семейных традиций. Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций. Традиции семей воспитанников детского сада. 1.За семейным столом. Взрослые должны кушать вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. 2.Мы ходим в походы. Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы. 3.Праздники семьи. Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер: • Безусловное принятие • Законы «зоны ближайшего развития» • Давайте вместе • Передавать ответственность детям • Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным» – «Активное слушание» 4.Совместное чтение. Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей. 5.Походы в цирк, театр, кружок, студию. Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев 6.Посещение выставок. Продолжать обогащать впечатления детей. «День здоровья», «Встреча с интересными людьми», «День рождения детского сада», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у Незнайки», « Ох и Ах на страже здоровья» и другие. Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, дошкольники воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек. Эффективность действия средств народной педагогики в семье определяется следующими педагогическими условиями: – каждая семья, независимо от структуры и состава, должна создавать и развивать свои традиции; – дети в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех членов работу; – в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого человека; – семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям; – семья должна постоянно интересоваться успехами ребенка, знать круг его общения, друзей; – в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д. 9.Формы и виды работы с семьей.
1.Интерактивная форма. Виды: • анкетирование; • интервьюирование; • дискуссия; • круглые столы; • консультации специалистов. 2.Традиционная форма. Виды: • родительские собрания; • семейные спортивные соревнования; • творческие гостиные; . акция «Сделаем наш детский сад красивым» • вечера развлечений. 3.Просветительская форма. Виды: • использование СМИ для освещения деятельности ДОУ ; • организация клуба «Гармония»; • выпуск буклетов, информационных листков, памяток; • стенд «Детский сад и семья – едины»; • уголок в группах. 4.Государственно общественная форма. Виды: • создание творческой инициативной группы «Мы и семья едины». 10. В процессе сотрудничества и сотворчества педагога с родителями достигнуты следующие положительные результаты: · сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми. Вовлеченные в партнерскую деятельность, они раскрываются друг для друга с совершенно новых сторон, взаимообогащаются и интенсивно накапливают личностные качества; · развитие ребенка происходит в комфортных условиях: доверительная обстановка, частое присутствие близких и очень близких людей; · родители начинают серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, задают вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество; · родители начинают доверять педагогу, советоваться с ним; · родители принимают глубокое участие в жизни ребенка, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом которой являются досуговые мероприятия, помощь группе и др. 11. Перспективный план работы ДОУ с родителями.
7 сентября 2018 в 21:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.