Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

«Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».2019 год.

Подготовила: Катакова Марина Юрьевна,

 Воспитатель высшей  категории МБДОУ№7

                 

Оглавление

Глава1  Введение ………………………………………………………………………

1.1. Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитиемелкой моторики рук…………………

1.2. Что такое «Игры с пальчиками?»……………………………………….

1.3. Почему пальцы помогают говорить…………………………………….

1.4. Когда начинать заниматься………………………………………………

Глава 2. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр каксредства развития речи детей ………………………………………………

2.1. Принцип подбора игр………………………………………………….....

2.2. Как играть в пальчиковые игры……………………………………........

2.3. Помогать ли пальчикам? …………………………………………………

2.4. Группы пальчиковых игр…………………………………………………

3.Заключение ……………………………………………………………………

3.1. Список литературы …………………………………………………………..

3.2.Приложения:

Приложение 1 Конспект занятия «Разминка для ручек»…………………….

Приложение 2 Конспект занятия «Разминка для пальчиков»………………

Приложение 3 Пальчиковая игра с элементами оригами ………………….

Приложение 4 Фрагмент занятия по развитию речи. Заучивание наизустьстихотворения «Две синички»…………………………………………………

Приложение 5  Пальчиковые игры в режиме дня……………………………

Приложение 6 Пальчиковые игры………………………………………….

Глава 1. Введение.

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В.Лирясова.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когдадетский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то жевремя этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужнобыть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышейраннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малышусваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительноймотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонникитрадиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче икомфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежелинагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть сребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

При выборетемы творческого отчёта возникло желание осветить и проанализировать не «сухие»страницы теории, а остановиться на какой-нибудь «детали», которая  в ходеработы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. Итут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие,которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскомупринадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука– это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своегорода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании«Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всёпотрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершеннонеобходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость,тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнокузнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторикиу детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движенийпальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальнойготовности к школьному обучению.

Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду,скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточнохорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокийуровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытываюттрудности в овладении навыками письма, так как это требует сложныхкоординированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц ивсей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольноговнимания.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательныеспособности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявлениябудущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуютразвитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное ислуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держаткарандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто иправильно говорит – вдвойне приятно.                                             «Пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции иэмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры вразвитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Цель моей работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр в развитиимелкой моторики и речи детей дошкольного возраста; создать условия для развитияречи дошкольников через пальчиковые игры;

Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкоймоторики рук;

 изучить педагогические условия проведенияпальчиковых игр как                    средства развития речи детей дошкольного возраста.

1.Теоретическиеосновы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но ирасслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое«представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кистипринадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Иименно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиковдостигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву дляпоследующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости иточности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головногомозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникаютразличные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря«мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрееи чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнеевнимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошоразговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

1.2. Чтотакое «Игры с пальчиками?»

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. ВКитае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярныезанятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой ипищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развиваюткоординацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А вЯпонии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранногокарандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку»,«Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном,дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит втом, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговаядеятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнкабыли хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощникидля того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А длятого, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игрнебольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворныепроизведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы»,т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые,несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнокполучает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательностьи способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношениямежду взрослым и ребёнком.

1.3. Почемупальцы помогают говорить?

        Анализ психолого – педагогической литературыпоказал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детскиепсихологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая,Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А.Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированиюдвигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детейдошкольного возраста.

        Учёные, которые изучают деятельность детскогомозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровеньразвития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированноститонких движений пальцев рук.

        Так, на основе проведенных опытов иобследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность:если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находитсяв пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевоеразвитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

         М.М. Кольцова пришла к заключению, чтоформирование речевых областей совершается под влиянием кинестетическихимпульсов от рук, а точнее от пальцев.

         Этот факт должен использоваться в работес детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеетсяотставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулироватьречевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

         Доказано, что и мысль, и глаз ребёнкадвигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения потренировке движений пальцев являются мощным средством повышенияработоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, чтоуровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости отстепени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основаразвития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память,мышление, восприятие, речь).

         Чтобы научить малышаговорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но иразвивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи междуполушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что вголовном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рукрасположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем исоединение зоны, отвечающие за речь.

       В правомполушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левомони вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этотпроцесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот«мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнеемыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобываш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую,самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы икисти.

        Для определения уровня развития речи логопедамидавно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, двапальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются иразгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то этодети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можнобольше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

        Упражнения для кистей рук, статические идинамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковоймоторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

 1.4.Когда начинать заниматься?

       В развитии ребенка существуют периоды, когда оннаиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет дотрех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, накотором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизнидвижения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослогочеловека.

        Работу по тренировке пальцев рук можно начинатьс детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носитхарактер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней ипальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенокосваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

         В возрасте 6-7 месяцев нужно проводитьсистематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика,каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение2-3 минут.

          Уже с десятимесячного возраста проводятактивные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев схорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастныхособенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарикиразличного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этогоупражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматьсяконструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковыенародные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет –задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте вразличные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематыватьнитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.

         Можно вкладывать между плотно прижатымидруг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал еговверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать из без помощидругой руки.

         С трех до шести лет совершенствуйте техникууже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами.Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку,выкладывайте узоры из круп.  В три года ребенок должен уже показывать трипальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметьправильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Увереннодержать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

         В шесть лет ребенок должен уметьправильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, сприкосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошовладеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точнымилиниями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомитьребенка с бисероплетением.  Каждый пальчик ребенка к школе должен быть«самостоятельным» и ловким.

          С шести до восьми лет активно играйте впальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театрпальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошуюподвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее.Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческуюфантазию.

          У старших дошкольников комплексупражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Онвключает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончикпальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в неговключаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученныхранее упражнений.

           Итак, наибольшее воздействиеимпульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только вдетском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа поразвитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особоезначение.

          Развивая мелкую моторику рук ребенка,педагоги решают сразу несколько задач:

        - стимуляция развития речи у детей раннеговозраста;

        - помощь детям с задержкой в развитии речи;

        - подготовка руки к письму у старшихдошкольников;

        - тренировка внимания, пространственногомышления;

        - воспитание эмоциональной выразительности.

Глава 2. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр каксредства развития речи детей

2.1. Принципподбора игр.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания,изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятиявключена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, среднийпальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле –зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинецостаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Дляполучения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук изанятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1.     сочеталисьсжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2.     использовалисьизолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательныхсоставляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случаедолжны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

1.      нарасслабление;

2.      вкоторых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

3.     наразнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даныпервые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимонародных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

Сорока-ворона кашу варила…

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..

Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…

«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»

Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…

У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…

«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…

Я по лавочке иду, перстенёчек  хороню в матушкин теремок…                                                                                                           

Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дайпирожок!..»

Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…

Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…

«Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»

«В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»

Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же  - «Колодчик».)

«Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..

Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

Две сороконожки бежали по дорожке…

Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палецкаждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правойруки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняяпара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения впаре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг другдруга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждыйстарается перетянуть соперника.

Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёдруки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага,разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумагасильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большоекольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рукодновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так,чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

2.2. Какиграть в пальчиковые игры?

На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующихметодических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

1.     Перед игроймы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимыежесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливатьмалышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимыйэмоциональный настрой.

2. Передначалом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятногоощущения тепла.

3. 

7 сентября 2018 в 23:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.