Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа

срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики: Катакова. М. Ю. .

 

2017г.

 

ОгЛАВЛЕНИЕ.

 I.  ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

1.2.Цели и задачи.

1.3. Принципы формирования образовательной программы.

1.4. Подходы к реализации образовательной программы.

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

1.6. Промежуточные  планируемые результаты  по образовательным областям.

1.7. Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 6 до 7 лет.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ.

2.1.Содержание реализации образовательной программы.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом. возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и  интересов.

2.3. Развитие игровой деятельности.

2.4. Физкультурно  – оздоровительная работа в детском  саду.

2.5. Взаимодействие с  семьями воспитанников.

2.6. Преемственность со школой.

2.7. Региональный компонент.

2.8. Особенности планирования образовательной программы.

 2.9. Комплексно – тематическое планирование в подготовительной к школе группе.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ.

3.1. Особенности организации образовательного процесса:

- Режим дня.

- Регламент непосредственно образовательной деятельности.

- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

- Режим двигательной активности.

- Расписание непосредственно образовательной деятельности.

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, развлечений в подготовительной к школе группе.

3.3. Условия реализации программы:

- Особенности организации предметно – пространственной среды.

- Основные принципы организации среды.

3.4. Система оценки индивидуального развития детей.

3.5.Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми.

3.6 Игры и пособия.

3.7.Учебно – методическая литература группы.

IЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная записка.

Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:)

· полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

·  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· сотрудничество ДОУ с семьей;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в  разных видах детской деятельности;

· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная рабочая программа для детей подготовительной группы обеспечивает преемственность спримерными основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей подготовительной к школе группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:

• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

1.2.Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель и задачи деятельности по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, приоритетных направлений - физического, художественно-эстетического развития дошкольников с учетом регионального компонента,  на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации основной образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: полноценное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических возможностей и особенностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для обогащенного развития каждого ребенка в период полноценного проживания дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3. Принципы формирования программы:

Принцип развивающего образования,целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

 Принцип необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей:

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

Принцип самостоятельности, решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Принцип доступности, построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;

Принципдифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. 

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

1.4.Подходы к реализации Программы.

 

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

-  креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования:

- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

 Образовательный процесс осуществляется в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиес учётом  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. 

 

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

 

1.6. Промежуточные планируемые результаты:

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Развитие игровой деятельности:

- самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;

- находит новую трактовку роли и исполняет ее;

- может моделировать предметно-игровую среду;

- участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители».

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

- в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;

- проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

-понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

- соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;

- различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

- знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности:

- самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

- умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

- ответственно выполняет обязанности дежурного;

- умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

- старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

- оценивает результат своей работы;

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

- радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

- имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села);

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Сенсорное развитие:

- различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

- обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

 Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;

- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .

Формирование элементарных математических представлений:

- владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;

- решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;

- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;

- ориентируется в пространстве и на плоскости;

- определяет временные отношения.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

- выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;

- использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;

- знает правила поведения в природе и соблюдает их.

 

Образовательная область «Речевое развитие».

 

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи)

 -  диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности:

-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

-использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

- пользуется естественной интонацией разговорной речи;

- соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.

Развитие литературной речи:

- способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

- самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

- называет любимые сказки и рассказы;

- называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- может импровизировать на основе литературных произведений.

- способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;

- способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;

- способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

- знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 

Приобщение к изобразительному искусству:

- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);

- понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;

- выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);

- называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.

Приобщение к словесному искусству:

- называет любимые сказки и рассказы;

- называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- может импровизировать на основе литературных произведений.

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:

- использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации

- применяет традиционные техники изображения.

Развитие конструктивной деятельности:

- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;

- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;

- различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);

- выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);

- может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;

- умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;

- самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;

- умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;

- способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;

- импровизирует под музыку соответствующего характера;

- инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;

- исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.

Развитие детского творчества:

- принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;

- создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;

- создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.

 

Образовательная область «Физическое развитие».

 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным по­лотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;

- правильно пользуется носовым платком и расческой;

- следит за своим внешним видом;

- быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

- имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соб­людения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

- может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

- мягко приземляться;

-  прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

-  разбега (180 см);

-  в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

-  может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

- бросать предметы в цель из разных исходных положений;

- попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

- метать предметы в движущуюся цель;

-  ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

- плавает произвольно на расстояние 15 м;

- проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

- умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй;

- соблюдать интервалы во время передвижения;

- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

- участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;

-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;

- проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

 

1.7.  Характеристика возрастных особенностей воспитанников

от 6 до 7 лет

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространст­во усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появ­ления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.»

 

Образовательная область «Познавательное развитие».

Сенсорное развитие:

- различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

- обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;

- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .

Формирование элементарных математических представлений:

- владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;

- решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;

- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;

- ориентируется в пространстве и на плоскости;

- определяет временные отношения.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

- выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;

- использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;

- знает правила поведения в природе и соблюдает их.

 

Образовательная область «Речевое развитие».

У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В  продуктивной деятельностидети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно сле­довать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те­перь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картин­ки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло­виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Пу­тем складывания бумаги в разных направлениях делать игруш­ки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Наиболее важным достижением детей  в данной образовательной области является овладение композицией  (фризовой, линейной, центральной)  с учетом про­странственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Образовательная область «Физическое развитие».

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным по­лотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;

- правильно пользуется носовым платком и расческой;

- следит за своим внешним видом;

- быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соб­людения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

- может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

- мягко приземляться;

-  прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

- с разбега (180 см);

- в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

-  бросать предметы в цель из разных исходных положений;

-  попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;

-  метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

- метать предметы в движущуюся цель;

- ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

- плавает произвольно на расстояние 15 м;

- проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

- умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй;

- соблюдать интервалы во время передвижения;

- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

- участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;

- проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;

- проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

 

II.Содержательный раздел.

 

2.1. Содержание реализации  образовательной программы.

 

Образовательная область «Физическое развитие».

Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

Задачи:

1. Развитие физических качеств

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными  движениями)

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья:

Задачи:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья  детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Задачи  по становлению мотивации к  двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

· - воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием.

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

- побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки, в семье;

· - продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения;

· - способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений;

· - совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве.

· -  совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

· - продолжать учить  самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывании новых, непосредственной игре в них;

По развитию физических качеств: поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

· - углублять интерес к спортивным играм и упражнениям,  занятиям в спортивных секциях и группах;

· - воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах;

· - продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса;

· - продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;

- поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности.

По формированию культурно-гигиенических навыков:

· - развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела;

· - совершенствовать культуру приема пищи;

· - развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры;

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

· - развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе,  обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· - формировать и закреплять  навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

· - умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

· - различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

· - правильно вести себя на воде, на солнце;

· - воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;

· - продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддержать, укрепить и сохранить;

· -   поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности.

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным.)

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Формирование положительного отношения к труду

Задачи:

1. Развитие трудовой деятельности

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Развитие игровой деятельности

Задачи:

- формировать умение организовать совместные с другими детьми сюжетно-ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты («Школа», «Музыкальная школа», «Спортивная школа» и др.);

- согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих;

- учить самостоятельно «создавать» некоторые недостающие для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, «пластиковые карты» для игры в «Супермаркет»); 

- объединять  сюжетные линии в игре, расширять состав ролей (например, «Пусть у бабушки будет еще один внук – Максим!»), комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в «Супермаркете» открылась «Аптека» и др.);  выполнять разные роли (Познание);

- устанавливать положительные ролевые и реальные  взаимоотношения  в игре - согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, помогая им при необходимости, справедливо разрешая споры и т. д.;

- в театрализованных и режиссерских играх самостоятельно выбирать сказку, рассказ и др. в качестве содержания режиссерских и театрализованных игр, подбирать и изготавливать необходимые атрибуты, декорации, распределять роли; развивать умение передавать игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; побуждать выступать выступает перед детьми, воспитателями, родителями Коммуникация. Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

Задачи:

- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми  деятельности;

- учить вежливо вступать в общение и в различного рода социальные  взаимодействия

развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться;

- формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);

- формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных), формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.)

- учить понимать  содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать  близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры  из жизни, кино, литературы и др. формировать соответствующую морально-оценочную лексику; 

- побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.);

По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:

- формировать представление о  личных данных (имя, отчество, фамилия, возраст (полных лет и месяцев), дата рождения), умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях;

- развивать положительную самооценку на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос - я смогу учиться пению») и перспектив в собственном развитии («Скоро буду школьником»);

- формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности,  гендерных отношениях и взаимосвязях (к

7 сентября 2018 в 23:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.