Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников «Растём патриотами»Возраст детей: 3-5 лет Срок реализации: 3 года. Разработчик: воспитатель Катакова М. Ю.. Г. Вязьма 2019 год.
Содержание. 1.Пояснительная записка. 2. Актуальность программы. 3.Цели и задачи программы. 4. Принципы реализации программы. 5.Цели-ориентиры для педагога по патриотическому воспитанию. 6. Структура программы. 7. Формы организации образовательного процесса по реализации и освоению содержания рабочей программы. 8. Методы и приемы. 9. Сотрудничество с семьями воспитанников. 10.Перспективное планирование по нравственно - патриотическому воспитанию 11. Литература 1.Пояснительная записка. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».Академик Д.С. Лихачёв. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. 2. Актуальность программы. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников. Любовь маленького ребёнка к Родине, начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, детскому саду, городу. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Я считаю, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребёнок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом (посёлком). Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы. 3.Цели и задачи программы. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей. Задачи патриотического воспитания детей: Образовательные: -познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - формировать элементарные знания о правах человека; - расширять представления о городах России; -по знакомить с народным творчеством - расширять представлений о родном городе, области ; Развивающие: - развивать интерес к родной природе; - развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; - развивать интереса к национальным традициям и промыслам; Воспитательные: - воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формировать бережное отношение к природе и всему живому; - воспитывать уважение к труду; - создавать у детей положительный эмоциональный настрой; - формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 4.Принципы реализации программы. В основу реализации программы положены следующие принципы: - Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи,перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; - Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие. - Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.; - Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе; - Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата; - Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей; - Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств; - Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны; - Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру; - Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе. - Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. 5.Цели - ориентиры для педагога по патриотическому воспитанию: - Помогать ребёнку, накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение. - Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду. - Совместно со специалистами учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское экологическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых. - Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.). - Поощрять родителей за ответственное отношение к при-
- Изучать историю и культуру области, города, села, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края. - Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач. - Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края. - Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края. - Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в фойе Детской школы искусств, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей), направленные на ознакомление с искусством мастеров края. - Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов. - Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей. - Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров 6. Структура программы. Программа составлена для детей 3-5, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Разделы программы: Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям Задачи: - учить детей называть членов семьи; - учить рассказывать о своих родственниках - формировать доброжелательное отношение к членам семьи; - вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; - воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать им посильную помощь. Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Цель: дать представление детям о родной природе. Задачи: - знакомить детей с растительным и животным миром края; исчезающими видами растений; - учить видеть красоту природы; - воспитывать бережное отношение к природе и животному миру. Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках. Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание. Задачи: закрепить название родного города, домашний адрес; - формировать у детей чувство любви к родному городу; - познакомить с достопримечательностями родного города; - формировать патриотические чувства. Родная страна. Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Задачи: - формировать у детей представления о России как о родной стране; - познакомить с государственным флагом, гербом и гимном; - воспитывать чувство гордости за свою страну. Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Задачи: - воспитывать интерес к быту и изделиям декоративно-прикладного искусства; - воспитывать любовь к русским сказкам; - формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире. 7. Формы организации образовательного процесса. Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: - совместной деятельности взрослого и детей; - самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная). Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приёмом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая ООД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины. Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения. Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: - Игровая; - Коммуникативная; - Познавательно-исследовательская; - Музыкальная; - Изобразительная (можно включить разделы по изо); - Восприятие художественной литературы с использованием фольклора; - Конструктивная; - Самообслуживание и элементарный бытовой труд; - Двигательная. Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала. Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребёнком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми. Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. 8. Методы и приемы: - целевые прогулки и экскурсии; - наблюдения; - рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и - непосредственным наблюдением детей; - беседы с детьми; - игры-головоломки; - использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен); - обучение игре на русских народных инструментах (ложках); - проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др. - использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций; - проекты; - разучивание с детьми современных песен и стихотворений; - приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.). 9. Сотрудничество с семьями воспитанников. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы: - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: - развитие интересов и потребностей ребенка; - распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; - поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; - выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; - понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие задачи: - воспитание уважения к детству и родительству; - взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; - повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей; - использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям. Цели-ориентиры для родителей (семьи воспитанников): - Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности. - Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада. - Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края. - Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края. - Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребёнку, осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края. - Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи. - Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии). - Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребёнка. - Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет). - Побуждать ребёнка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию. - Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда. - Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности) Формы взаимодействия с семьями: - Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. - Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Москве», «Как мы отдыхаем» и др. - Создание тематических выставок детских книг при участии семьи. - Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д. - Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.) - Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов. - Открытые мероприятия с детьми для родителей. - Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов. - Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. - Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение». - Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. - Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества. - Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). - Встречи с родителями в «Художественной гостиной». - Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. - Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет. - Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. 10.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 –ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
11.Литература: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб.,2007 г. Комарова Т,, Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8. Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36. Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28. «Маленькие россияне» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мозаика-Синтез Москва 2005г7 октября 2018 в 21:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.