Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста 2021-2023 годы «Мальчики и девочки – два разных мира»Объект исследования: процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Субъекты исследования: - дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет); - семьи (законные представители) детей дошкольного возраста; - педагогический коллектив дошкольной организации Содержание. 1.Пояснительная записка 2. Цель программы. 3. Концепция программы. 4. Принципы гендерного воспитания детей: 5. Этапы реализации программы. 6. Модель структуры гендерной компетентности педагога. 7. Формы работы с детьми по гендерному воспитанию. 8.Этапы педагогического контроля 9. План работы на 2017-2018 учебный год. 10. Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность 5-7 лет 11. Перспективно – тематическое планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 12. Работа с родителями по формированию гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей. 13. Инструментарий проведения педагогических наблюдений. Методики диагностики детей. 14. Список использованной литературы 15.Приложения. 1.Пояснительная записка. Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Гендер - обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины. Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры. Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа: 1) ребёнок узнаёт, что существует два пола, 2) он включает себя в одну из этих категорий, 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы. Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка и обозначает себя соответствующим образом В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. И именно гендерное направление в воспитании детей дошкольного возраста дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы. Особенности развития мальчиков: - У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
Особенности развития девочек: - Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. -Девочки дышат грудью
Психологическое различие - Мальчики: - Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально. - Мало реагируют на эмоциональную сторону речи. - Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы). - Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. - Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. - Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически. Психологическое различие - Девочки: - Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально. - Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность. - Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся. - Похвала не побуждает их к дальнейшему действию. - Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала. - Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков. - Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. В раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Ведь мальчики и девочки - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни мы по незнанию. 2.Цель программы - повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Обеспечить условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: - Создание соответствующей пространственно – развивающей, предметной и игровой среды в группе; - Создавать в группе условия для гендерной социализации личности ребенка; - Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающую полноценную социализацию личности ребенка. - Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей; - Развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями; - Развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением; _ Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института; - Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов. - Формирование у родителей гендерной компетентности. - Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения. Предполагаемый результат: - Сформировать устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек; - Сформировать начальные представления детей о гендерных особенностях, чтобы они научились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками; -. Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры; - Создать систему совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому - Создание партнерских отношений с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) и участие их в педагогическом процессе; - Повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагога. 3.Концепция программы. В условиях преобразования российского общества своевременно звучит вопрос о перестройке системы ценностей в жизнедеятельности человека. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что до недавнего времени в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывались гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировалось на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются. Актуальной проблемой научных исследований становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношений между полами. Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи. Новизна программы – заключается в разработке, апробировании и внедрении целостной модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек. В педагогическом процессе данная программа вписывается в учебную, самостоятельную деятельность и режимные моменты детей, так как построена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование разобщенности между мальчиками и девочками и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские). Способы организации детей зависят от целей и задач, может быть: фронтальной, групповой, индивидуальной. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, педагог дополнительного образования, учитель – логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения. Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников – одна из важнейших задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание мальчиков и девочек, одинаково способных к самореализации. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании – проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Разработанная в соответствии с ФГОС ДО общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева учитывает новейшие достижения науки и практики дошкольного образования. Данная программа опирается на концепцию и программу «Социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. Внедрение программы «Мальчики и девочки – два разных мира» обеспечит становление личности ребенка дошкольного возраста при условии гендерного просвещения работников образования и родителей. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка. 4.Принципы гендерного воспитания детей: При осуществлении гендерного подхода, опиралась на основные принципы: Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;Принцип непрерывности (преемственности): гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап, которого, является базой для последующего этапа.Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.Принцип демократичности: при гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.Принцип природосообразности: признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности.Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности. 5.Этапы реализации программы. 2015 - 2016 учебный год. Организационно-подготовительный этап: - изучение методической литературы, подборка статей; - разработка перспективных планов; - работа с детьми и родителями (законными представителями); 2016- 2017 учебный год. Внедренческий этап. - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для работы по направлению «Гендерное воспитание дошкольников посредством игры»; - разработка планов, - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; - написание программы; - корректировка программы; - проведение промежуточного анализа работы с детьми. 2017-2018 учебный год. Итоговый этап - создание банка методического материала; - анализ развивающей предметно-пространственной среды. - подведение итогов работы; - осуществление преемственности детского сада и школы. 6.Модель структуры гендерной компетентности педагога: Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры.На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии: 1. Средство:
2. Методы:
3. Формы:
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации: 1. игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения) 2. личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры) 3. общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись). Главными педагогическими задачами являются: · оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта; · расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; · поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр; · создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в гендерном взаимодействии, а также побудителем гендерного самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. В центре социально – личностного развития предметная среда изменяется и дополняется ежеквартально. В работе с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет. Решая задачи, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет потребовалось вдумчивое отношение педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования. Первоочередной задачей, стоящей перед педагогом, работающего с детьми 3-4 лет, являлось создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо было проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования, которые были разработаны и представлены в федеральных государственных образовательных стандартах. Второй, не менее важной задачей, которую надо было решить при воспитании детей 3-4 лет, являлось внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. В изготовлении маркеров гендерных принимали участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, являлось индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению. Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребности и интересы детей. Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежало сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатель и родители уделяли особое внимание. При подборе материалов и оборудования для игры руководствовались, как задачами общего развития детей, так и федеральными государственными стандартами. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на: - на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; - на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери; - на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Девочки 3-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Процесс одевания и раздевания кукол дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я — папа». Когда у кукол привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого. При подборе материалов и оборудования учитывается тот факт, что девочки и мальчики 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики этого возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника полиции, если наденут на себя плащ-накидки, полицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» мальчикам предложены протирочные материалы, инструменты и другие ролевые атрибуты. Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его расположили на тележках (на колесиках) в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. На полках или рядом с ними выставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами. Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой — «дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед» изготовили плиту, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. Для ухода за «ребенком» девочкам предложены ванночки, губки, полотенца, ковшики для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители. Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует: 3 типа мотивации - игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения) - личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры) - общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись). Успех гендерного воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними: - мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи; - медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же; - подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим; - частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; - использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей; - осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания; - частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове). Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. 7.Формы и методы работы с детьми по гендерному воспитанию: - В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям; Сюжетно- ролевые игры:«Ждем гостей», «Больница», «Дочки-матери», «Семья», «Кафе» (усвоение правил хороших манер) - Дидактические игры: «Одень куклу», «Опиши того, кто справа...», «Женская и мужская работа», «Кто кем был?». - Праздники; - Развлечения; - Непосредственная образовательная деятельность; - Экскурсии на стройку, в парикмахерскую; - Диалоговые методы (вопросы, беседы); - Символические игры, игровые задания; - Трудовая деятельность: Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». - Приобщение к художественной литературе; Художественно- изобразительная деятельность: «Мой портрет», «Моя семья» - Работа с зеркалом «Мои эмоции»; - Отгадывание загадок о частях тела; - Инсценирование сказок; - Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением; «Как я был мамой» Я. Сегеля, Э. Успенского «Если былдевчонкой», «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова; - Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»; «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций. - Разучивание песен о дружбе:; - Просмотр мультфильмаов: «Чебурашка»; «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом» - Конструирование из строительного материала «Домик для друзей»; - Работа с картинками «Манеры поведения»; - Аппликация: «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества. к дню 8 марта и т.д. 8.Этапы педагогического контроля. Показатели полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста. I этап: наблюдения гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень: представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.Низкий уровень: представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);отсутствие представлений о различиях полов;отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.II этап: анкетирование родителей. Мною, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников. III этап: создание развивающей пространственно-предметной развивающей среды. Развивающая пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания (у мальчиков - синие у девочек – розовые) и стаканчики для полоскания рта (цветовая гамма та же, как и полотенца). Так же мы сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так же стульчиках в групповой комнате, в спортивной форме метки для девочек и мальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом. В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополняется ежеквартально. Раздел «Я и люди»: Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).Картинки с изображением семьи, их действиями.Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями.Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью. дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.Раздел «Я и сверстники» Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. моделирование правил поведения;набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
9. План работы на 2017-2018 учебный год
10. Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность 5-7 лет Вариативность игровых действий Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность 1 «Семья» «Прием гостей» Скоро должны прийти гости. Но вот беда, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. 2 «День рождение» У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? 3 «Вызов скорой помощи». Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. 4 «Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье» В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. 5 «Поездка на автобусе» Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! 6 «Непредвиденная дорожная ситуация» На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. 7 «Магазин» «Магазин открывается» Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. «Делаем покупки» Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. 8 «Автомастерская» «Ремонт дорожной техники» «Перерыв на обед» Мальчики воспроизводят профессию «слесарь-механик», производят «ремонт» машин в своей мастерской, выполняют разные действия по ремонту машин. Мальчики - «слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. 9 «Парикмахерская» «Новые прически» Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами. «Причешем куклу» Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать» Предложенный перспективный план работы направлен на удовлетворение потребности ребенка в познании себя, как представителя определённого пола. Педагог самостоятелен в выборе игры, в зависимости от тематики планирования и ситуации в группе. Реализуется данный план в течение года.
«А ну-ка девочки», «Мисс группы», «Мальчики – юные помощники», «Рыцарский турнир». Старшая группа. Сентябрь 1 неделя. Тема «Давайте познакомимся» Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других. Игра «Познакомимся по лучше» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал». 2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге» Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Игра «Мы такие разные». Игра «Кому что нужно?» 3 неделя. Тема «Моё я?» Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему. Упражнение «Листочек» Игра «Мое имя» Октябрь 1 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Игра «Разные эмоции». Психологический этюд «Любящая мама». Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) 2 неделя. Тема «Учимся общаться друг с другом». Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Игра «Хорошо-плохо» Упражнение “Волшебники”. 3 неделя. Тема «Отчего портится настроение». Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты Игра «У кого какое настроение» Чтение А. Барто «Катя» 4 неделя. Тема «Кто я в семье сейчас и кем буду?» Цель:формировать представления детей об их настоящих и будущих социальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль и позитивное отношение к ней. Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье» Работа в «Центре дела» Ноябрь 1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Игра «Зеркало» Упражнение «Покажи фигуру» 2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, в свободное время». Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения. Упражнение «Ласковушки» Игра «Соберём маму на работу» 3 неделя. Тема «Наши папы» Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье Анализ житейских ситуаций Чтение Н. Носов «Заплатка» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Декабрь 1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель: познакомить с правилами ролевого поведения Анализ житейских ситуаций Игра «Разные дети» Игра «Я знаю 5…» 2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках. Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет» Упражнение «Общий ритм» Игра «Нарисуй своё дерево» Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще» 3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется» Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Игра «Что сначала, что потом» Игра «Кому что нужно?» Упражнение «Ласковое» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Изготовление подарков Январь 1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею» Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Игра «Я умею лучше всех» Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» 2 неделя. Тема«Правила поведения для мужчин и женщин» Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь. Игра «Какого цвета счастье?» Игра «Нужна твоя помощь» 3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки» Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Игра «Изобрази картинку» Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Февраль 1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины» Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. Упражнение «Эмблема» Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк 2 неделя. Тема«Мальчики - маленькие рыцари» Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе» 3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек 4 неделя. «Расскажи о своей семье» Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Март 1 неделя. Тема«Девочки - маленькие хозяюшки» Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага. Анализ педагогических ситуаций Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый» Изготовление подарков 2 неделя. Тема«Девочки - будущие мамы» Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников. Игра «Закончи предложение» Решение проблемной ситуации рассказа В.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» Игра «Я знаю 5…» 3 неделя. Тема«Русские богатыри» Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости. Упражнение «А как бы ты поступил» Чтение отрывков из произведений 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Апрель 1 неделя. Тема «Хорошо - плохо» Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я- мальчика, Я - девочки. Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)» Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик» Анализ житейских ситуаций 2 неделя. Тема«Мужчины и женщины в семье» Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?» Упражнение «Черты личности» Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка» 3 неделя. Тема«Моя сказка». Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)» Игра «Согласны - не согласны» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Май 1 неделя. Тема«Мы - воспитанные дети!» Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Кто быстрее» Анализ педагогических ситуаций 2 неделя. Тема«Игрушки моей семьи» Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками 3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель: вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием 4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты» 11. Перспективно – тематическое планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Блок 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Блок 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. Блок 3. «Я сегодня и в будущем».Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Подготовительная группа. 1 неделя. Тема «Кто такой человек» Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, что каждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет Игра «Что изменилось» Игра «Кому что надо» Игра «Угадайте, кто ушёл» 2 неделя. Тема«Мы такие разные» Цель: формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом (от рождения до семи лет). Учить детей находить по описанию друг друга. Развивать слуховое внимание. Игра «Кому что надо» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал» 3 неделя. Тема«Мои друзья - мальчики и девочки» Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Упражнение «Снежный ком из ласковых имен» Игра «Комплименты» 4 неделя. Тема«Семейные заботы» Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Побудить детей к размышлению над качествами личности. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах. Проблемная с 7 октября 2018 в 22:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.