Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

ПРОГРАММА проектно-исследовательской деятельности дошкольников «Шаг в природу!» 2021- 2023 годы

Возрастная категория детей - от 5 до 7 лет

Срок реализации – 2 года

 

 Воспитатель Катакова марина Юрьевна.

Вязьма 2021г.

 

Воспитатель!

  Ты открываешь ребенку неизведанный  мир!

Постарайся, чтобы он был расцвечен

Яркими красками, полон музыки и добра!

Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагоги, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
 Актуальностьисследовательской  деятельности, в вопросах преемственности ДОУ и школы, сегодня осознается всеми. ФГОС  нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как  одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают  проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей.

Все это привело нас к выводу о том, что необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, вызвал  желание детей добывать знания самостоятельно.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Позволяет осуществлять  интегративный метод обучения, который для дошкольных учреждений, на данный момент,  является  инновационным.

В качестве формы интегративного процесса мною используются совместные тематические творческие проекты. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяю  вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении  как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.

 

Программа «Шаг в природу!» направлена на организацию проектно-исследова-тельской работы дошкольников на основе экологического материала.

Цель: формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

Задачи:

· Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

· Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

· Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

· Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;

· Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи активизации интереса, формировании навыков и умений детей в исследовательской деятельности на основе проектного подхода.

 Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников  в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую через интеграцию образовательных областей.

  Ценность программы заключается в том, что дошкольники  получают возможность погрузиться в тему одного проекта в рамках совместной исследовательской деятельности с педагогом в нерегламентируемых условиях образовательного процесса, и рассмотреть проблему через разные формы деятельности.

  Ее актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

 

Планируемые результаты обучения в ходе совместной проектно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми:

Воспитанники будут знать:

· Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;

· Основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении;

Воспитанники будут уметь;

· Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

· Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;

· Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;

· Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

· Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.

Воспитают в себе:

· Любознательность;

· Готовность к сотрудничеству;

· Любовь к природе, ответственность человека перед ней.

  Принципы реализации проекта:

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково – познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип природосообразностисвидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

4. Принцип диалогического общениякак неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач  образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

7. Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

 

Структура детского экспериментирования в рамках информационно-исследовательского проекта:

1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
5. Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
6. Формулирование выводов.Я считаю, что особый интерес представляет интеграция по единому  тематическому проекту. В основе которого лежит определенная проблема.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации вместе с родителями.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 Структура оформления проекта: см. приложение № 1

Освоение программного материала  «Шаг в природу!» рассчитано на два учебных года:

1 год – старшая группа (5-6 лет),

2 год – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Совместная деятельность педагога  и воспитанников организуется два раза  в неделю в центре экспериментирования. Включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность по тематическим проектам и  игры-экспериментирования  по интересам детей (см.приложение № 2) . 

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. 

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование исследовательских умений, а также  самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения  программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По  результатам диагностирования  можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 3.

 

Критерии эффективности детской  исследовательской деятельности

1. Соответствие целей и согласованность действий
педагогов, родителей и детей.
2.Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в саду, родителями дома.
3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
6. Презентация и оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. См. приложение № 4

Содержание проектно-исследовательской деятельности

1 этап – старшая группа (5 – 6 лет)

 

Содержание раздела

программы

Тематика проектно-исследовательской деятельности

Цель проектно-исследовательской деятельности :

Развивающая среда

Предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Проект «Песочные фантазии»

Знакомимся с песком и глиной

 

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

 

Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Свойства песка и глины

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки.

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Откуда берется песок. Такой разный песок

Показать детям как при трении двух камней сыплется песок.

Дать знания об образовании песка в природе.

Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской).

Средней величины камни, листы бумаги на каждого, стаканчики с разными видами песка, лупа

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск

Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Проект «Каменная сказка»

 

Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин.

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок.

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями.

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями.

Проект «В царстве Воды»

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Игры с моделями

(2 занятия)

Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

Модели свойств воды, тарелочки с водой для каждого, искусственный и природный материал для экспериментирования, листочки с заданиями.

«Кожа» воды

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Модели свойств воды, мыльная вода.

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля.

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

  Лёд в грелке, вода в стакане, спиртовка, спирт, колбочки, штатив, стекло, листочки с заданиями.

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб.

Проект «Где найти воздух»

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов, самостоятельная деятельность

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.)

Вода, трубочка,  почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями.

Свойства воздуха

(2 занятия)

Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов

Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик.

Прогулки невидимки

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Цветная бумага, ножницы, нитки.

Проект «Волшебный магнит»

 

Магниты

Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Сила притяжения

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

2 магнита на каждого, листочки с заданиями.

Притягивание через предметы

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.

Как человек использует магниты

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

DVD диск, листочки с заданиями.

Проект «Секреты наших растений»

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Способы размножения растений

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения.

Условия, необходимые для роста растений

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.

Посадим огород

Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления .

 

 

Содержание проектно-исследовательской деятельности

2 этап – подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Содержание раздела

программы

Тематика проектно-исследовательской деятельности

Цель проектно-исследовательской деятельности :

Развивающая среда

Предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Проект «Секреты наших растений»

Рассматривание плодов и семян

 

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

Иллюстрации различных растений, их частей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Для чего растению нужны семена

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

Коробочки с различными семенами, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Опыты с овощами

Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.

 

Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы)

Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений.

 Различные горшки для цветов, земля, лопатки, семена цветов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Сравнение ржаного и пшеничного хлеба

Познакомить с особенностями злаковых культур, с использованием их плодов. Сравнивать продукт переработки – хлеб – по внешним признакам, запаху, вкусу.

Кусочки ржаного и пшеничного хлеба на каждого ребёнка, иллюстрации работы хлебороба, различных хлебобулочных изделий, колосья злаков.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

«Живая» коллекция

Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать  желание вырастить необычное растение.

Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «Песочные фантазии»

Как устроена «Волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Дать понятие «гумус», рассмотреть состав

Стакан с разными слоями почвы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с песчаником, который образуется путем скрепления зерен песка любыми другими частицами.

Песок в чашечках на каждого, лупы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Тайна хрустальной туфельки

Познакомить с сырьем (зола, пищевая сода, кварцевый песок) из которого получают стекло. Дать представление о видах стекла, его качествах, использовании в быту, технике, изготовлений украшений.

Зола, пищевая сода, кварцевый песок, различное стекло,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Глина – природный материал

(2 занятия)

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Глина, иллюстрация различных изделий из глины.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

От глины до фарфора

Расширять представления о глине. Познакомить с материалами, из которых делают фарфор (кварц, полевой шпат, белая глина).

Глина на каждого, коллекция материалов для изготовления фарфора.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «Каменная сказка»

 

Такие разные камни

Опытным путем выявлять свойства различных камней: соль растворяется в воде, выращивание кристаллов соли; пемза легче воды.

Вода, щепотка соли на каждого, пемза, иллюстрации соляных пещер.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Янтарные изделия, другие виды камней.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Происхождение янтаря

Обобщать знания о том, что хвойные деревья выделяют смолу. Познакомить с образованием янтаря. Учить сравнивать предметы и на этой основе делать выводы.

Древесина хвойных деревьев, смола, янтарные бусы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «Где найти воздух»

Раздувайся пузырь

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Выяснить, что происходит при нагревании воздуха и охлаждении.

Иллюстрации природных явлений,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов

Чем пахнет воздух?

Познакомить со свойствами воздуха присваивать запахи. Познакомить с веществами – поглотителями запахов.

Модели свойства воздуха, различные предметы, которые могут выделять запах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Дыхание и горение

Познакомить детей с тем, что воздух необходим для горения. Учить самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их.

Приборы для опыта,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «В царстве Воды»

У воды температура

Познакомить детей с тем, что вода может иметь температуру. Видеть изменения воды при сильном изменении ее температуры.

Вода, лёд, штатив, пробирка с водой и спиртовка,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Плакат круговорота воды в природе,  модели, предметы для опытов,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Иллюстрации природных явлений.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Испарение воды

Дать детям представление о том, что все жидкости испаряются по-разному. В состав их входит вода. Вода может восстанавливать запах жидкостей.

Губки, вода, батарея,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «Волшебный магнит»

Магнит и его свойства

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт,  железная руда, листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Игры с магнитами

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Бумага, ножницы, нитки, магниты.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Проект «Свет и зеркало»

Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

Зеркало, фонарик, изображение радуги,  листочки с заданиями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов где можно увидеть отражение предметов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Изготовление зеркал

Научить детей самостоятельно изготавливать зеркало. Учить последовательно выполнять трудовые действия.

Зеркало, серебряное изделие, фольга, стекло, необходимые для изготовления зеркала вещества.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Показателями результативности реализации программы является:

 

 - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

- рост  уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация  речи  детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Литература.

Про­грамма экологической направленности:

С.Н. Николаева «Юный эколог»,2002г.;

Л. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ», 2006г.;

Коллектив авторов «Организация экспериментальной деятельности детей», 2003г.;

Интерактивные мультфильмы  - уроки для дошкольников по ознакомлению с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы»;

 О.В.Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г.;

«Природа и этика», Л.П.Анисимова, Г.А.Котова, Л.А. Степанченко

О.В.Дыбина  «Неизведанное рядом», 2002г.;

 Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

Р.А. Жукова «Занимательные материалы по экологии», 2010г.

Е.В. Морудова «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное,

нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

 

Название проекта

Описание проекта

Программное содержание:

· расширить знания детей о …

· сформировать у детей чувство …

· формированию убеждения о …

· воспитывать …

· расширить знания о …

· научить …

 

Актуальность проекта

Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: …

Предмет проекта: …

Цель проекта: расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

Задачи проекта:

ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;провести цикл занятий и мероприятий по теме;организовать выставку детских рисунков;ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:провести заключительное мероприятие … .

Термин выполнения: указать сколько недель (месяцев).

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы: … .

Предполагаемый продукт проекта: мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы: …

 

 

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности

и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию;  работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); про ведение занятий;

проведение мероприятия;

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми на … тематику; создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

 

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответст- венные

Подготовительный этап

Пн.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Воспитатели старшей группы

Старший воспитатель (методист)

Вт.

Ср.

Чт.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

Пт.

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

Основной этап

Пн.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.

2-я половина дня:

1) беседа «Детям о …»;

2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист).

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Вт.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;

2) занятие «…».

2-я половина дня:

1) прослушивание песен о …;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети, воспитатели

Воспитатели старшей гр

7 октября 2018 в 23:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.