|
ПРОГРАММА проектно-исследовательской деятельности дошкольников «Шаг в природу!» 2021- 2023 годы
Возрастная категория детей - от 5 до 7 лет
Срок реализации – 2 года
Воспитатель Катакова марина Юрьевна.
Вязьма 2021г.
Воспитатель!
Ты открываешь ребенку неизведанный мир!
Постарайся, чтобы он был расцвечен
Яркими красками, полон музыки и добра!
Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагоги, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
Актуальностьисследовательской деятельности, в вопросах преемственности ДОУ и школы, сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей.
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников, вызвал желание детей добывать знания самостоятельно.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Позволяет осуществлять интегративный метод обучения, который для дошкольных учреждений, на данный момент, является инновационным.
В качестве формы интегративного процесса мною используются совместные тематические творческие проекты. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяю вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.
Программа «Шаг в природу!» направлена на организацию проектно-исследова-тельской работы дошкольников на основе экологического материала.
Цель: формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи:
· Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
· Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
· Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
· Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;
· Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи активизации интереса, формировании навыков и умений детей в исследовательской деятельности на основе проектного подхода.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую через интеграцию образовательных областей.
Ценность программы заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему одного проекта в рамках совместной исследовательской деятельности с педагогом в нерегламентируемых условиях образовательного процесса, и рассмотреть проблему через разные формы деятельности.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Планируемые результаты обучения в ходе совместной проектно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми:
Воспитанники будут знать:
· Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
· Основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении;
Воспитанники будут уметь;
· Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
· Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
· Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
· Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
· Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
· Любознательность;
· Готовность к сотрудничеству;
· Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
Принципы реализации проекта:
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково – познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
3. Принцип природосообразностисвидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
4. Принцип диалогического общениякак неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
7. Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Структура детского экспериментирования в рамках информационно-исследовательского проекта:
1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
5. Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
6. Формулирование выводов.Я считаю, что особый интерес представляет интеграция по единому тематическому проекту. В основе которого лежит определенная проблема.
Этапы
проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель).
При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко). |
1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации вместе с родителями.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Структура оформления проекта: см. приложение № 1
Освоение программного материала «Шаг в природу!» рассчитано на два учебных года:
1 год – старшая группа (5-6 лет),
2 год – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется два раза в неделю в центре экспериментирования. Включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность по тематическим проектам и игры-экспериментирования по интересам детей (см.приложение № 2) .
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 3.
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности
1. Соответствие целей и согласованность действий
педагогов, родителей и детей.
2.Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в саду, родителями дома.
3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
6. Презентация и оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. См. приложение № 4
Содержание проектно-исследовательской деятельности
1 этап – старшая группа (5 – 6 лет)
Содержание раздела
программы |
Тематика проектно-исследовательской деятельности |
Цель проектно-исследовательской деятельности : |
Развивающая среда |
Предметно-пространственная среда |
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми |
Проект «Песочные фантазии» |
Знакомимся с песком и глиной
|
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
|
Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. |
Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы |
Свойства песка и глины |
Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины. |
На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки. |
Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы |
Откуда берется песок. Такой разный песок |
Показать детям как при трении двух камней сыплется песок.
Дать знания об образовании песка в природе.
Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской). |
Средней величины камни, листы бумаги на каждого, стаканчики с разными видами песка, лупа |
Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Животные и песок |
Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. |
Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск |
Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Для чего человеку песок и глина |
Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины. |
Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Проект «Каменная сказка»
|
Какими бывают камни |
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. |
Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Что такое горы |
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. |
Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин. |
Почему разрушаются горы |
Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы. |
2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок. |
Дымящиеся горы |
Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. |
Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями. |
Как человек использует камни |
Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее. |
Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями. |
Проект «В царстве Воды» |
Вода – самое удивительное вещество на Земле |
Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. |
Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Игры с моделями
(2 занятия) |
Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов. |
Модели свойств воды, тарелочки с водой для каждого, искусственный и природный материал для экспериментирования, листочки с заданиями. |
«Кожа» воды |
Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами. |
Модели свойств воды, мыльная вода. |
Впитывание воды |
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения. |
Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля. |
Замершая вода |
Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах. |
Лёд в грелке, вода в стакане, спиртовка, спирт, колбочки, штатив, стекло, листочки с заданиями. |
Вода – растворитель |
Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. |
Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб. |
Проект «Где найти воздух» |
Воздух – первое знакомство: вдох – выдох |
Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы |
Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов, самостоятельная деятельность |
Воздух есть везде |
Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.) |
Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями. |
Свойства воздуха
(2 занятия) |
Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов |
Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик. |
Прогулки невидимки |
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
Цветная бумага, ножницы, нитки. |
Проект «Волшебный магнит»
|
Магниты |
Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. |
Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Сила притяжения |
Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. |
2 магнита на каждого, листочки с заданиями. |
Притягивание через предметы |
Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. |
Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы. |
Как человек использует магниты |
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. |
DVD диск, листочки с заданиями. |
Проект «Секреты наших растений» |
В маленьком семени прячется растение |
Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. |
Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Способы размножения растений |
Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. |
Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения. |
Условия, необходимые для роста растений |
Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. |
Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями. |
Посадим огород |
Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком. |
Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления . |
Содержание проектно-исследовательской деятельности
2 этап – подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Содержание раздела
программы |
Тематика проектно-исследовательской деятельности |
Цель проектно-исследовательской деятельности : |
Развивающая среда |
Предметно-пространственная среда |
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми |
Проект «Секреты наших растений» |
Рассматривание плодов и семян
|
Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение. |
Иллюстрации различных растений, их частей. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Для чего растению нужны семена |
Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян. |
Коробочки с различными семенами, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Опыты с овощами |
Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.
|
Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы) |
Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений. |
Различные горшки для цветов, земля, лопатки, семена цветов. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Сравнение ржаного и пшеничного хлеба |
Познакомить с особенностями злаковых культур, с использованием их плодов. Сравнивать продукт переработки – хлеб – по внешним признакам, запаху, вкусу. |
Кусочки ржаного и пшеничного хлеба на каждого ребёнка, иллюстрации работы хлебороба, различных хлебобулочных изделий, колосья злаков. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
«Живая» коллекция |
Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение. |
Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «Песочные фантазии» |
Как устроена «Волшебная кладовая» |
Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Дать понятие «гумус», рассмотреть состав |
Стакан с разными слоями почвы. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Песок – природный материал. Песочные чудеса |
Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с песчаником, который образуется путем скрепления зерен песка любыми другими частицами. |
Песок в чашечках на каждого, лупы. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Тайна хрустальной туфельки |
Познакомить с сырьем (зола, пищевая сода, кварцевый песок) из которого получают стекло. Дать представление о видах стекла, его качествах, использовании в быту, технике, изготовлений украшений. |
Зола, пищевая сода, кварцевый песок, различное стекло, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Глина – природный материал
(2 занятия) |
Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий. |
Глина, иллюстрация различных изделий из глины. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
От глины до фарфора |
Расширять представления о глине. Познакомить с материалами, из которых делают фарфор (кварц, полевой шпат, белая глина). |
Глина на каждого, коллекция материалов для изготовления фарфора. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «Каменная сказка»
|
Такие разные камни |
Опытным путем выявлять свойства различных камней: соль растворяется в воде, выращивание кристаллов соли; пемза легче воды. |
Вода, щепотка соли на каждого, пемза, иллюстрации соляных пещер. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Сравнение свойств камней |
Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. |
Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Янтарь и его свойства |
Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства. |
Янтарные изделия, другие виды камней. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Происхождение янтаря |
Обобщать знания о том, что хвойные деревья выделяют смолу. Познакомить с образованием янтаря. Учить сравнивать предметы и на этой основе делать выводы. |
Древесина хвойных деревьев, смола, янтарные бусы. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «Где найти воздух» |
Раздувайся пузырь |
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Выяснить, что происходит при нагревании воздуха и охлаждении. |
Иллюстрации природных явлений, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
Чем пахнет воздух? |
Познакомить со свойствами воздуха присваивать запахи. Познакомить с веществами – поглотителями запахов. |
Модели свойства воздуха, различные предметы, которые могут выделять запах. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Дыхание и горение |
Познакомить детей с тем, что воздух необходим для горения. Учить самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. |
Приборы для опыта, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «В царстве Воды» |
У воды температура |
Познакомить детей с тем, что вода может иметь температуру. Видеть изменения воды при сильном изменении ее температуры. |
Вода, лёд, штатив, пробирка с водой и спиртовка, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Неутомимая путешественница |
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. |
Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Что такое пар? |
Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане. |
Иллюстрации природных явлений. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Испарение воды |
Дать детям представление о том, что все жидкости испаряются по-разному. В состав их входит вода. Вода может восстанавливать запах жидкостей. |
Губки, вода, батарея, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «Волшебный магнит» |
Магнит и его свойства |
Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах. |
Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Вокруг твоего магнита |
Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли. |
Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Игры с магнитами |
Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей. |
Бумага, ножницы, нитки, магниты. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Проект «Свет и зеркало» |
Свет повсюду |
Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. |
Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Свет путешествует |
Дать представление о движении света. |
Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Что такое зеркало? |
Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы. |
Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов где можно увидеть отражение предметов. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Изготовление зеркал |
Научить детей самостоятельно изготавливать зеркало. Учить последовательно выполнять трудовые действия. |
Зеркало, серебряное изделие, фольга, стекло, необходимые для изготовления зеркала вещества. |
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. |
Показателями результативности реализации программы является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Литература.
Программа экологической направленности:
С.Н. Николаева «Юный эколог»,2002г.;
Л. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ», 2006г.;
Коллектив авторов «Организация экспериментальной деятельности детей», 2003г.;
Интерактивные мультфильмы - уроки для дошкольников по ознакомлению с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы»;
О.В.Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г.;
«Природа и этика», Л.П.Анисимова, Г.А.Котова, Л.А. Степанченко
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», 2002г.;
Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.
Р.А. Жукова «Занимательные материалы по экологии», 2010г.
Е.В. Морудова «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», 2015г.
Приложение № 1
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное,
нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.
Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.
Название проекта
Описание проекта
Программное содержание:
· расширить знания детей о …
· сформировать у детей чувство …
· формированию убеждения о …
· воспитывать …
· расширить знания о …
· научить …
Актуальность проекта
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: …
Предмет проекта: …
Цель проекта: расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .
Задачи проекта: ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;провести цикл занятий и мероприятий по теме;организовать выставку детских рисунков;ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:провести заключительное мероприятие … .
Термин выполнения: указать сколько недель (месяцев).
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы: … .
Предполагаемый продукт проекта: мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
Список литературы: …
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности
и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. |
– ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); про ведение занятий;
проведение мероприятия;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми на … тематику; создание и презентация. |
– анализ результатов проекта. |
План работы
Дата |
Содержание работы |
Участники |
Ответст- венные |
Подготовительный этап |
Пн. |
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). |
Воспитатели старшей группы |
Старший воспитатель (методист) |
Вт.
Ср.
Чт. |
1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.
3. Разработка рекомендаций для родителей.
4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику. |
Пт. |
1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ) |
Основной этап |
Пн. |
1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений;
2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.
2-я половина дня:
1) беседа «Детям о …»;
2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист). |
Дети, родители, воспитатели |
Воспитатели старшей группы |
Вт. |
1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;
2) занятие «…».
2-я половина дня:
1) прослушивание песен о …;
2) рассмотрение картин и плакатов. |
Дети, воспитатели |
Воспитатели старшей гр |
7 октября 2018 в 23:06
|