Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ» 2021 годЦель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». 1. Настрой на работу. Упражнение "Ассоциации". Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - : Начинать игру нужно по очереди, по кругу. 2. Определение правил работы на семинаре. Цель: определить правила для эффективной работы в группе. Время выполнения: 3 минуты Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре. 1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. 2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия. 3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция. 3. Теоретическая часть. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе: Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка). Здоровьесберегающие технологии(равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность). Технологии использования в обучении игровых методов(формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы). Обучение в сотрудничестве(учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).Исследовательские методы в обучении(проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения). Информационно-коммуникационные технологии(расширять разнообразие содержания образования). Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)Типология проектов в ДОУ
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами: Фаза проектирования: I Стадия концептуальная. Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев. II Стадия моделирования Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения). III Стадия конструирования Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы. Фаза технологическая Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта Фаза рефлексивная Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии. Способы разработки проектов: Системная паутинка по проекту;«Модель трёх вопросов»Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)Рисунок 1. Разработка системной паутинки проекта. Системная паутинка по проекту
«Модель трёх вопросов»
Образ «Семь мы» ( по Заир-Бек) Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).Мы ожидаем...(дается описание предполагаемых целей - результатов).Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).Мы намереваемся...(контекст действий, планируемых поэтапно).Мы готовы...(дается описание имеющихся ресурсов различного характера).Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).Рисунок 2. Метод «Трёх вопросов» Метод «Мыслительных карт»(Тони Бьюзен) Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Рисунок 3. Метод "Мыслительная карта" Последовательность действий по составлению мыслительных карт
4. Практическая часть. Всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект «Аистёнок», посвящённый Дню рождения Детского сада, разными способами: 1 гр. способом «Системная паутинка проекта»; 2 гр. – «Модель трёх вопросов»; 3 гр. - способом «Метод мыслительных карт» 5. Презентация разработанных проектов. 6. Шесть "П" проекта Таким образом проект можно представить как "Шесть П" ПроблемаПроектирование проектаПоиск информацииПродуктПрезентацияПортфолио проекта.7. Презентация портфолио проекта "Ёлочка" педагогами. 8. Рефлексия Упражнение "Мишень" Литература.
27 октября 2018 в 23:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.