Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Был реализовался в МБДОУ детский сад №7г. Вязьма. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном деле мы - простые педагоги… О.В.Каржаневская В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и педагогов ДОО состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т.е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности. 1.1Цель проекта: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаиразвитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей старшего дошкольного возраста; для повышения профессиональной компетенции педагогов в области экспериментально – исследовательской деятельности и приобщения родителей совместной деятельности с детьми. В результате реализации проекта у детей сформируется более высокий уровень познавательной активности, творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность. В проект включены: система методической работы с детьми по данной теме, мониторинг поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на выявление познавательной активности у детей через экспериментирование (исследовательскую деятельность); перспективное планирование с детьми по месяцам, формы работы с родителями. Задачи: -Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь; - Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; -Развить желание участвовать в процессе совместной проектно - исследовательской деятельности; - Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.
Гипотеза: Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если в воспитательно-образовательном процессе дошкольников использовать метод проектов. Методы работы: исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения, исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; исследовательские опыты, проблемные вопросы, наблюдения, словесные: беседы, чтение литературы, указания, словесные инструкции, игровые, творческие. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса: - является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию творческого мышления. - способствует повышению компетентности педагогов. Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста. Объект проекта: процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет проекта: влияние использования проектной деятельности на повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 2. Содержание реализации проекта Для реализации проекта использовала следующие формы работы по проектной деятельности: организованная образовательная деятельность; совместная деятельность воспитателя с ребенком; самостоятельная деятельность детей; развлечения; наблюдения в природе; рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; беседы по теме эксперимента; целевые прогулки; экскурсии. 2.1. Этапы реализации проекта. I этап – подготовительный: с августа 2016г. по май 2017г. I этап – основной III этап – итоговый
2.2. Механизм реализации проекта. Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Работа с родителями
2.3.Ожидаемые результаты: созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности; созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности; - дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; -самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями; проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач; -в диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы;
3. Описание реализации проектной деятельности В начале своей работы, я провела анкетирование родителей (Приложение 1). Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. В дальнейшем разработала план движения к цели, провела родительские собрания: «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников» (Приложение 6), где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребёнку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Проведя диагностику c детьми (Приложение 2) пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Затем при организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, проект «Гейзеры - дети вулканов» (Приложение 3), который реализуется в нашей группе. Знакомство детей с природными явлениями проходило на занятиях познавательного цикла. На разных этапах проекта решались определенные задачи, интеграция образовательных областей. Познавательный интерес детей повышался постепенно. На занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с разными видами гор, вулканами, гейзерами и т.д. Читали легенды о вулканах, выучили стихи о дымящихся горах. Рассмотрели картину «Последний день Помпеи» художника Карла Брюллова. Просмотрели видеопрезентации о природных явлениях. Провели эксперименты с камнем пемза, узнали, что это застывшая лава, которая не тонет в воде, сравнили с другими камнями. Затем дети собирали пазлы, рисовали рисунки, лепили поделки из пластилина, а так же сделали макеты «Спящий вулкан», водного и грязевого гейзера. Для родителей было организовано открытое занятие «Этот удивительный вулкан», где продолжили знакомить детей с явлением природного мира – вулканом, сформировать представление о вулканических продуктах, их свойствах. Дети были исследователями - вулканологами и показали родителям, как можно сделать извержение вулкана. А так же узнали, что гейзер - горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Находятся на Камчатке. Провели эксперименты на макетах водного и грязевого гейзера, узнали, как это происходит в природе. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая, и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. Наш проект представил воспитанник группы, на городской научно – практической конференции обучающихся «Наука. Природа. Человек. Общество» в секции «Я – исследователь», где занял призовое место. Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект «Солевая история» (приложение 4). Проект направлен на расширение и обобщение знаний о таком полезном ископаемом, как соль, её свойств и качеств, влиянии на здоровье и способов ее применения. Дети обозначили проблему, каждый день мы употребляем в пищу, соль и не знаем, чем она полезна и, как важна. Мы посетили спелеокамеру и узнали, что такое лечение благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус. На втором этапе провели множество опытов с солью. Мы сделали забавные поделки из солёного теста для украшения дома.Вместе с родителями примут активное участие в творчестве, проведении выставки. Проект был представленным воспитанниками группы на муниципальном конкурсе «Я - Исследователь», где занял второе место, а так же в международном творческом конкурсе номинация «Исследовательские и научные работы, проекты», где стал победителем. Значимы и следующие виды проектов, в том числе: - комплексные - «Книжкина неделя»; ««Путешествие по страницам красной книги», «Тайна мыльного пузыря»; - групповые - «Этот загадочный космос», «Пасха»; «Мудрое поколение», «Зимние забавы», «Спасибо деду за победу», «Этот удивительный вулкан» (Приложение 7); - индивидуальные - «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука», «Мороженое». Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, провела цикл консультаций для педагогов ДОУ «Участие родителей в проектной деятельности» (Приложение 5) Реализуя проектный метод, я отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации. 3. 1 Результативность Используя проектирование, пришла к выводу, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Целью педагогического проекта являлось развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность. По результатам проведенного обследования выявлено, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательной активности к миру живой и неживой природы. В ходе работы по выше изложенным задачам: Повысился уровень познавательной активности старших дошкольников; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);Разработана система педагогических условий, направленная на развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность;Осуществлен подбор диагностических методик, позволяющих судить об уровне познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;Выстроена система работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов;Повысилась компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми. 3.2 Перспективность Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно - активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой. Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и на всероссийских и международных сайтах. Заключение Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Список литературы 1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с. 3. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с. 4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с. 5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7 6. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с. 7. Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81 8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. –96 с. 9. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1 10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. 11. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие). 28 октября 2018 в 00:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.