Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе»Проект по укреплению физического и психического здоровья детей 2 младшей группы. Вид проекта – долгосрочный. Сроки проведения – 2018-2019 учебный год. Участники проекта: воспитатели 2 младшей группы, дети, их родители.
Актуальность проблемы: Проблема здоровья детей дошкольного возраста в наши дни стала весьма очевидной. Как показывают исследования, в последние годы порядка 25 – 30% детей, поступающих в первый класс, имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений. Условия реализации проекта. 1.Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу. 2.Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы. 3.Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха. 4.Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения. 5.Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту. 6. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении. 7. Реализация различных форм систематической работы с родителями. Ресурсное обеспечение проекта: · Конспекты оздоровительных мероприятий и спортивных досугов. · Физкультурный зал, спортивная площадка. · Методическая литература. Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни. Задачи: · Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в группе, ресурсное обеспечение. · Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий · Использование в работе с дошкольниками современных здоровье сберегающих технологий. · Повышение профессионального мастерства воспитателей группы. Принципы: · Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания; · Систематичность и последовательность; · Индивидуально - дифференцированный подход; Ожидаемые результаты: · Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; · Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года); · Совершенствование навыков самостоятельности; · Увеличение словарного запаса, речевой активности детей в различных видах деятельности; · Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; · Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ; · Совершенствование навыков самостоятельности; · Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни; · Создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями: · Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни; · Увеличение информированности родителей в вопросе сохранения здоровья. Содержание проекта: Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Перечень здоровье сберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе: · здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья детей. Целью этих технологий является формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, накопление детьми знаний о здоровье и умении сохранять его; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; · физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности детей. . Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: · Обыгрывание сюжетных сказок. · Подвижные игры. · Оздоровительный бег. · Гимнастика с предметами и без них. · Гимнастика пробуждения. · Ходьба по следам, по пуговичкам, по массажному коврику, по ребристой доске. · Гимнастика по интересам и игры по желанию детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в нашей группе – 10 мин. Непосредственная образовательная деятельность. Знания о здоровом образе жизни формируются в образовательном процессе. Запланированы занятия на учебный год на темы: «Строение тела человека», «Путешествие в страну Здоровья», «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека», «Природа и человек», «Зеленые помощники человека», «Путешествие в страну Неболейка», «Опасные ситуации на улице», «Правила дорожного движения». Запланированы беседы на темы: «Волшебство вежливых слов», «Правила помогающие жить дружно», «Надо, надо умываться…», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Наши верные друзья», «Зарядка и простуда», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» и др. Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок. Артикуляционная гимнастика проводится2 раза в день в режимных моментах перед приемами пищи. Физкультурные занятия. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. В нашей группе занятия проводятся -15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения: Традиционные Игровые Сюжетно-игровые Тематические Оздоровительные Занятия с использованием игровых комплексов Занятия – соревнования.И включают в себя следующие элементы: комплекс упражнений основанный на статических растяжках мышц тела. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится 2 раза в неделю. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.Форма проведения зависит от поставленной задачи. Упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса . Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, проводятся в непосредственно образовательной деятельности, в конце прогулки. Психогимнастика - для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Гимнастика пробуждения5-10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; Пальчиковые игры проводятся в режимных моментах, в непосредственно образовательной и совместной деятельности педагога и воспитанников. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Умения и навыки формируются в режиме дня ежедневно. I половина дня. Утро. Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям. Упражнения с использованием массажных мячиков. Во время проведения утренней гимнастики используются упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Образовательная деятельность 1.«Веселые минутки». Физкультминутки проводится в непосредственно образовательной деятельности и под музыкальное сопровождение). 2. Логоритмика. 3. Пальчиковая гимнастика 4. Артикуляционная гимнастика 5. Игровые упражнения имитационного характера: «качалочка», « цапля», «морская звезда», «самолет» и др. Прогулка. Проведение подвижных игр. Индивидуальная работа по развитию основных движений. Дыхательная гимнастика. Физкультура на улице. Подготовка к обеду, обед. Воспитание культурно - гигиенических навыков. Подготовка ко сну. Хождение по дорожкам здоровья (массаж стоп). Воздушные процедуры. II половина дня. Подъем. Гимнастика пробуждения: Дыхательная гимнастика. Точечный самомассаж. Хождение по дорожкам здоровья. Воздушные процедуры. Мытье прохладной водой рук по локоть и лица. Игры, самостоятельная деятельность детей. Игры по развитию мелкой моторики рук: «мозаика», «кто раньше дойдет до середины», поделки из пластилина. Дидактические игры: «живая и неживая природа», «что где растет», «Покажи и назови» и др. Проводятся беседы. Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок. Самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования из физкультурного уголка. Работа с родителями. В процессе реализации проекта с родителями проведен ряд бесед на следующие темы: «Роль и значение рационального питания дошкольников», «Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка», «Полезные и вредные привычки». Оформлены папки-передвижки: «К здоровой семье через детский сад», «Со спортом дружить – здоровым быть», «Закаливание в вашей семье». Итог проекта: Произошла благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года). Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе сохранения здоровья детей. Повысился интереса детей и родителей к физическим упражнениям и спорту Литература: 1. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». Авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 2. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения» / авт. -сост. Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова; под ред. Р. А. Ереминой. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 146 с. 3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Вместе с детьми.). 4. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4- 5 лет». 5. Л. Л. Тимофеева. Е. Е. Корничеева «Планирование образовательной деятельности в ДОО».
28 октября 2018 в 00:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.