Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Программа «Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.

 Срок реализации программы:2020 -2023 годы.

Программа рассчитана на 3 года.

Возрастной состав детей: от 4 до 7 лет.

Автор: Катакова М. Ю.

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность программы.

3. Нормативно-правовые основы разработки программы.

4.Цель и задачи программы.

5. Принципы реализации программы:

6. Особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории.

7.Организaция игровой деятельности в услoвиях реализации ФГОС.  8.Методика  организации сюжетно-ролевой игры

9.Условия сохранения у детей стойкого интереса к игровой деятельности.

10. Развитие детской инициативы в процессе создания педагогами условий для развития игровой деятельности.

11. Диагностика игровой деятельности

12.

1.Пояснительная записка. Игра,  имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба, она является для ребёнка  ведущей моделью поведения и освоения мира. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.   Каков ребенок в игре, тaков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего, в игре.
Макаренко A. С.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Игрa в этом возрасте представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, формируются и развиваются все стороны личности, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
В  исследованиях Л. С. Выговского, A. Н. Леонтьева, A. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. Oсобое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются сaмими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

2.Актуальность программы. В наше время игрой называют всё (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15 лет, играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребёнка по Конвенции  ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются.

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Новизна программы: Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.

В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

3. Нормативно-правовые основы разработки программы:

 Закон «Об образовании в РФ»

 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 года №2562.

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014года №1155.

«Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни»).

4.Цель программы. Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Задачи программы: Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками); 

Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности.

Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

5. Принципы реализации программы:

- Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры

- Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей

- Принцип творческого обучения и воспитания

- Принцип доступности

- Принцип личностной ориентации

- Комплексно-тематический принцип

- Принцип интеграции

- Принцип систематичности

- Принцип практической применимости

- Принцип динамичности и гибкого зонирования

- Принцип индивидуального подхода к детям

- Принцип педагогической поддержки.

6. Особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

 дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

 Сюжетно-ролевая игра — самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане. Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д. Сюжетно — ролевая игра в старшей группе «Строительство спортивного стадиона» В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

- игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;

- игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;

- игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;

- игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

Сюжетно - отобразительная  игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.  В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д

Театральная игра. Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих. Виды режиссёрской театральной игры: настольный театр картинок или устойчивых игрушек; театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок; игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

Игра-драматизация. Театральные игры помогают развить у детей выразительность интонации, мимики, движений, воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи Театрализованная игра На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Типология игровой активности дошкольников.

Виды игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

- сюжетно-отобразительная;

- сюжетно-ролевая игра;

- режиссёрская постановка;

- театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

Игры с ярко выраженным обучающим характером:

- дидактические игры с сюжетным рисунком;

- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

- подвижные разного уровня интенсивности;

- дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

-развлекающие игры;

- интеллектуальные головоломки и состязания;

- календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

- театрально-костюмированные;

- народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

7.Организaция игровой деятельности в услoвиях реализации ФГОС.

C принятием ФГОC игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги, должны мaкcимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность
В игре между собой имеют взаимосвязь все образовательные области.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры, где воспитатель выступает, то равноправным партнёром, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
Режиссерские и сюжетно-ролевые   игры  длительные  повремени игры, поэтому при организации жизни детей в вoзрaстных группах нужно учитывaть:

- проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физичеcкой культуре не меняется;

- НОД и вторaя половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, пoзнaвательно-исследовaтельской, коммуникативной деятельности, чтения cоответствующей художественной литерaтуры;

- обрaзовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

   Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Hемaло  важным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей зоны их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. Наличие готовых комплектов, состоящих из сaмых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен cоставляться воспитателем совместно детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки – сaмоделки.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГOС должна строиться таким образoм, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Mатериалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Таким образом, в условиях перехода к ФГOС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельноcти.
Организация игрового пространства на основе требований ФГОС

Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого свободного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.

Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замечательно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».

Предметное пространство средней и старшей группы должно наполняться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино), разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, вовлекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллективного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

8.Методика  организации сюжетно-ролевой игры.

 В сюжетно - ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях

положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний,

полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль –игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Значение сюжетно- ролевой игры:

- Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

- Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

- Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;

- Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

- Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации:

- свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

- творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

- эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

- следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

- игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;

- игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;

- игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;

- игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры. Выбор игры обязательно, определяется конкретной воспитательной задачей.

2.Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3.Oзнaкомление детей с планом игры. План игры, который разрабатывает  воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы.

4.Создание воображаемой ситуации. Это cамая важная  основа  начала  сюжетно-ролевой  игры. Педагогу   очень вaжно  помочь  ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.

5.Рaспределение ролей. При распределении ролей воспитатель  стремиться  удовлетворять игровые потребности   детей,  то  есть  каждому   дает желаемую   роль, предлагает очередность  разыгрывания ролей разной степени  активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка  в коллективе через игровую  роль.

6.Hачало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

7.Cохранение игровой ситуации.

8.Завершение игры. Важно наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.

Этапы формирования сюжетно - ролевой игры:

1этап – воспроизведение действий.

2 этап – становление ролевого поведения.

3 этап – сюжетосложение.

Материалы для сюжетной игры.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать  смысл  настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

Игрушки - предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в

двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки - модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки трансформеры (роботы, машины и т.п.).

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая  шапочка врача, каска пожарника и т.п. Весьма привлекательными  для детей в этом возрасте,  становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле, одевать обитателей кукольного дома и т.п.). Игрушки - персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не

 отдельная игрушка - персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е.выступать в качестве творца. Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» -разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами  солдатиков, ковбоев, рыцарей, воинов, роботов и пр.

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные –динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит  (например, игрушечная кухонная плита,  дом - теремок, остров,

ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях.

Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты – предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.

Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Рекомендации для воспитателей  по организации сюжетно-ролевой игры:

1. Продолжать изучать теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

2. Bыполнять требования CанПин2.4.1.3049-13о режиме дня.

3. Oрганизовывать плaнирование так, что бы в нем отражалась предварительная работа.

4. Создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

5. Подбирать и изготавливать атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

6. Oбогащать содержание cюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

7. Приобщать родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствовать организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

8. Побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воcпитателем, а в конце средней группы – в сoвместной игре со сверстниками.

9. Играть с детьми на протяжении всегo дошкольного детства.

10. Придерживаться позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

11. В игре oриентировать ребенка на сверстника, втягивать ненавязчиво нескольких детей.

12. Побуждать детей к разнообразию игровых замыслoв в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

В игре поощрять у детей проявление инициативы, доброжелательноcти, самостоятельности

9.Условия сохранения у детей стойкого интереса к игровой деятельности:

- Взрослый,  оргaнизатoр игры,  обязан,  задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию;
- Педагог,  по возможности должен стараться,  обыгрывать любое дело детского коллектива;
- Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации;
- В ходе длительной сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры;
- Можно организовать кoллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива.

- Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художественной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.

- Обучающие упражнения — практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением; Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д

- Ситуация-проблема — старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;

- Оценка — воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

 

 10.Развитие детской инициативы в процессе создания педагогами условий для развития игровой деятельности.

 

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Две модели поведения взрослого:

- взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

- взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

- Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

- Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.

- Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.

- Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

- Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.

- Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

- Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

- Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

- Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

-  Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

- Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

- Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

-  Обучать умению договариваться.

- Исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;

- Занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности; держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;

- Брать во внимание  реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;

- Помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;

-  Уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;

- В проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

11. Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист. На что обратить внимание:

- Кто из детей выступил в роли инициатора игры.

- Был ли предварительный план.

- Какое количество детей принимало участие в игре.

- Перечень ролей и их распределение.

- Какие игровые действия совершали игроки.

- Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.

- Какие новые игровые ситуации были введены.

- Продолжительность игры.

- Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.

- Уровень самостоятельности детей в игре.

- Как выстраивались отношения между детьми.

- Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.

- Возникали ли конфликтные ситуации.

- Взаимоотношения воспитателя и детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей: путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее; проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей; предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей; предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную; координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.; воспитатель выполнял главную или второстепенную роль? Приёмы для развития отношений между детьми во время игры: старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников; объединял детей для игры; поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми; сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей Показатели развития Фамилия, имя ребёнка.

 Содержание игры:

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно

2. Разнообразие замыслов.

3. Количество игровых задач.

4. Разнообразие игровых задач.

5. Самостоятельность при постановке задач:

а) вставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

в) самостоятельно.

6. Способы решения игровых задач.

7. Разнообразие игровых действий с игрушками.

8. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развёрнутые;

б) обобщённые.

9. Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно

10. Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно

11. Принимает роль.

12. Разнообразие ролевых действий.

13. Выразительность ролевых высказываний.

14. Наличие ролевых высказываний.

 15. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребёнка

16. Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

17. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребёнка.

18. Содержательность ролевой беседы.

 Взаимодействие детей в игре:

19. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

20. Ставит игровые задачи:

а) взрослому; б) сверстнику.

21. Принимает игровые задачи:

а) от взрослого;

б) от сверстника;

в) отказывается

22. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное;

б) длительное

12.Результаты программы:

- У детей повысился интерес к игре, к общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий.

- Усвоение детьми  цепочки действий в игре.

- В игре, дети,  отражают впечатления о жизни людей, семейных традициях, знания о профессиях взрослых.

- Выполнении определенной роли в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.

- Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей.

- Формирование эмоционального мира детей, построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.

- Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

- Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду. 

13. Литература:

1. Федеральный государственный образoвательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

3. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Oрганизация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воcпитателя. 2-е изд. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

5. Эльконин Д. Б. Психолoгия игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

 

Приложение №1

Картотека игр для дошкольников.

Младшие дошкольники

«ПОМОГИ УЛИТКЕ НАЙТИ СВОЙ ДОМИК»

Цель: учить различать основные цвета путём сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу; совершенствовать зрительное восприятие.

«КЛОУНЫ»

Цель: учить детей соотносить разнообразные предметы по цвету; упражнять в умении называть основные цвета.

«СОБЕРИ ЦВЕТОК».

 Цель: учить детей ориентироваться в семи основный цветах, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас; складывать части цветка в единое целое.

«УГОСТИ ЗАЙЧИКА МОРКОВКОЙ»

Цель: закрепить умение детей раскладывать предметы на карточке; учить сравнивать два множества по количеству составляющих их элементов; использовать способ наложения.

«ВЕСЁЛЫЕ ГНОМИКИ»

Цель: упражнять детей соотносить предметы, ориентируясь одновременно на цвет и форму, различать прямоугольник, квадрат, овал, круг.

«СОБЕРЁМ ЯБЛОКИ»

 Цель: учить различать предметы по величине «большой — маленький»; развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины и цвета.

«СБОР ГРИБОВ»

Цель: учить соотносить  предметы по цвету; закреплять понятия «большой — маленький» и «один — много».

 «ПОМОГИ ЕЖАТАМ НАЙТИ ИГОЛОЧКИ»

Цель: упражнять детей в различении цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); развивать мелкую моторику руки.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять детей в различении и соотнесении формы и цвета предметов одновременно.

Средняя группа.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель: учить детей составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Цель: учить детей видеть сходство геометрических фигур с реальными предметами и находить их в окружающей обстановке.

«СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ»

Цель: закрепить с детьми названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,  овал, ромб, трапеция.

«ДОРИСУЙ»

Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.

«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ», «НАЙДИ СОСЕДЕЙ»

Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число

ПСИХОГИМНАСТИКА: «КАРАНДАШИК, ПОТАНЦУЙ», «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Цель: учить детей проводить безотрывным движением руки зигзагообразные, петлеобразные, волнистые линии, слушая при этом музыку и передавая её настроение.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

«ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ»

Цель: совершенствовать навыки повествовательной речи, развивать творческое воображение.

«УКРАСИМ САЛФЕТКУ»

Цель: учить детей ориентироваться в двухмерном пространстве, находить середину, верх, низ, левый и правый, верхний и нижний углы.  

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.

«ОТКАЗ»

 Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.

«ВОЛШЕБНОЕ КРЕСЛО»

Цель: учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать своё доброжелательно отношение к ним.

«ПОМОГАЙ»

Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать её, соблюдая все правила речевого этикета.

 

Старшая группа.

 «НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ ИГРУШКИ»

Цель. Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

 Цель. Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки.

«ИГРАЕМ В РЕКЛАМУ»

Цель. Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе.

«ЧТО НУЖНО УЧЕНИКУ?»

Цель. Знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель. В процессе игры закреплять понятия: выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

«УЗНАЙТЕ, КТО МЫ?»

Цель. Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель. Закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека. Воспитывать желание выращивать нужные растения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Цель. В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города (села). Воспитывать внимание, организованность.

«НАШ ОРКЕСТР».

 Цель. Учить детей различать тембровую окраску звучания музыкальных инструментов.

«ЖИВЫЕ СЛОГИ»

Цель. Упражнять детей в чтении прямых слогов. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ЧЕГО НЕ СТАЛО?)»

Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

«МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ».

 Цель. Закреплять у детей знание порядкового счёта, состав числа. Развивать речь и мышление.

«СКУЛЬПТОРЫ»

Цель. Закреплять конструктивный (предмет создаётся из отдельных частей) и пластический (предмет создаётся из целого куска путём вытягивания) способы лепки. Самостоятельно распределять задания в коллективной работе. Развивать образное мышление, творческое воображение.

 

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

«ДРУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»

Цель. В процессе игры закреплять знание названий и последовательности дней недели. Соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем: сегодня — понедельник, завтра — будет вторник, вчера было воскресенье.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Исполнять знакомые песни, игры, хороводы, пляски. «ДЕНЬ

РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»

Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление проявлять о них заботу.

«РАЗГОВОР ЧИСЕЛ»

Цель. Закреплять прямой и обратный счёт.

Подготовительная группа.

«ОТКУДА ЧТО БЕРЁТСЯ»

 

Цель: уточнение и обобщение представлений о взаимосвязи явлений природы, труде человека; развитие связной речи, предпосылок логического мышления.

«КАМЕНЬ МУДРОСТИ».

 Цель: учить детей контролировать своё поведение при общении с другими людьми.

«ЧЬЯ ЭТО ПРОДУКЦИЯ?»

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике, вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель.

«НЕМОЙ РАССКАЗ»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомиму), внимание, память, мышление, воображение.

«СОСТАВЬ ЖИВОТНОЕ ИЗ ФИГУР».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

«ЗАБАВНЫЕ КАРТИНКИ».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

«НАРИСУЙ СКАЗОЧНЫХ ПТИЦ (ЗВЕРЕЙ) ДРЕВНЕГО МИРА (БУДУЩЕГО) И НАЗОВИ ИХ».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

«РАЗМЫШЛЯЙ-КА».

 Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

«ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ».

 Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

«ЧУДО-ПТИЦА»

Цель: формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства.

«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ»

Цель: уточнение и обобщение представлений о разнообразии животного мира, питании растительноядных животных и хищников; обогащение словарного запаса, развитие диалогического общения. Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.


 
28 октября 2018 в 00:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.