Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой»

Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.

Срок реализации программы:2021-2022годы.

Возрастной состав детей: от 5 до 6 лет.

Составитель:

Катакова Марина Юрьевна

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность избранной мной темы на современном этапе:

3. Нормативно-правовые основы разработки программы.

4.Цель и задачи программы.

5. Принципы реализации программы

6. Основные направления деятельности.

7. Формы работы 

8. Методы и приёмы.

9. Календарно – тематическое планирование.

10. Результаты программы.

11. Литература.

 

 

1.Пояснительная записка.

«Чтение книг – тропинка, по которой  

умелый, умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребёнка». 

В. А. Сухомлинский

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов и времени посредством книги.

Знакомство детей с художественной литературой развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг. Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

2.Актуальность избранной мной темы на современном этапе: Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем ее многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности.

Приобщать ребёнка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней.

В своей деятельности я опиралась на труды  Гурович Л. М., Береговой Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой Л. Б. («От трех до семи», Гриценко З. А. («Пришли мне чтения доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»).

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:

во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; 

во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Степень новизны опыта.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно - творческим, так как на основе программы по речевому развитию дошкольников в нём я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы, использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению

3. Нормативно-правовые основы разработки программы.

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 года №2562.

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014года №1155.

«Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни»).

4.Цель и задачи программы.

Цель: Развивать у детей интерес к книге как источнику знаний. Приобщение ребёнка к литературе как искусству слова, формирование уважительного отношения дошкольников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности.

Задачи:

- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- Познакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;

- Совершенствовать монологическую речь;

- Развивать словарь;

- Развивать и поддерживать  интерес и любовь к книге;

- Формировать уважительное отношение дошкольников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

- Обеспечить дошкольникам понимание художественных произведений;

- Развивать интерес к литературному творчеству;

- Духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей дошкольников;  

-  Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

- Обращать внимание детей на изобразительно- выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ;

- Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

- Развивать творческие способности у детей.

-  Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе;

- Работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .

5. Принципы реализации программы.

- Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный заказ преобразуются в педагогические категории. Все организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования.

- Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи.

- Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

- Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности:

- методику показа;

- количество наглядности и последовательность демонстрации;

- сочетание определенных видов наглядности;

- включение детей в анализ художественных произведений.

- Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи.

- Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности:

формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю познавательные и творческие способности.

- Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности.

- Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностное ориентированность процесса обучения и воспитания;

- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

- Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

- Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе;

- Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.)

6. Основные направления деятельности: Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды. Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, составила перспективное планирование для детей от 5 до 6 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

- разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

- подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок»

- приобрела наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты» и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;

Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

• Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы.

С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих способностей у детей. Для решения таких проблем я широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку». В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок и загадок.

Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе настроение на целый день я начинаю каждое утро со стихов «Минуты вхождения в день». Говорю детям: «Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать, чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол».

В группе у нас работает детская организация «Книжные защитники», в которой мои воспитанники не только чинят книги в «Книжкиной больнице» в своей группы, но и активно помогают детям других групп.  

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.

Мною разработано и проведено занятие «Путь создания книги», на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

• Работа с родителями.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что  родители не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (69%), стихи (16%), классическую детскую литературу (7%,) энциклопедии (8%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:

- Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

- Научить  правильно подбирать художественную литературу;

- Порекомендовать, как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

- Консультации для родителей:

1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.

2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.

3. Что и как читать детям.

4. Учим стихи – развиваем память.

5.«Что следует читать детям? »,

6.«Выбор книг для детей»,

7. «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

- Папки – передвижки:

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

2. Книжки в вашем доме.

3. Мы – читающая семья.

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

- Выставки книг на определённые темы: «Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.

- Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

- Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

 В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

• Работа с социумом

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.

Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».

Также мы с детьми посещали библиотеку СОШ№9, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции.

Дети нашей группы постоянно участвуют в конкурсе чтецов и театральных фестивалях «Строки, опалённые войной», «Театральная капель».

Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок

• Взаимосвязь с педагогами.

В своей работе я использовала опыт работы педагогов нашего детского сада по  развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой, заучивание поэтических текстов как средство развития речи детей.

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», Литературная викторина «По следам сказок». Провела  занятие семинара практикума для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой».

7. Формы работы:

- «Минуты вхождения в день».

- Слушание сказок по грамзаписи и на дисках.

- Литературные викторины.

- Путешествие в «Сообразилию».

- Игры с текстом.

- Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.

- Литературные утренники.

- Работа в уголке книги (выставки книг) .

- Сочинение стихов и придумывание загадок.

- Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.

- Обыгрывание отрывков произведений.

- Чтение литературных произведений.

- Драматизация литературных произведений.

- Дидактические игры по материалам художественных произведений.

- Лекции,

- Выставки детских работ, домашних книг из семейной библиотеки,

 - Консультации, из них родители узнают домашние задания и то, что было прочитано детям за день, неделю, месяц, полугодие, год.

 - Игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

- Игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ;

- Игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

- Дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер? » или «А если бы исчезла вода? », «Вред – польза» и др.

-Трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями)

8. Методы и приёмы. Свои занятия я разделила на четыре основных вида: тематические, теоретические, аналитические и творческие. В каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой выделила три части:

- Вводная часть;

- Ознакомление с текстом (выразительное чтение) ;

- Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций) .

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:

- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- рассматривание иллюстраций;

- пересказ произведений, пересказ по ролям;

- игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

- объяснение значений некоторых слов;

- использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

- беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

- выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

- чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;

- литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению

просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.

- выразительное чтение.

- выборочное чтение.

- пересказ сказки по ролям.

- повторное чтение.

- придумывание однокоренных слов.

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- показ иллюстраций.

- драматизация отрывков;

- рассказывание по ролям;

-приемы моделирования;

- мнемотаблицы.

9. Календарно-тематическое планирование. Старшая  группа.

 Тема. Сказка «Теремок»

Цель: Дать представление о жанровых особенностях потешек; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов.

Тема. Загадки. Сказка «Морозко».

Цель: Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, ее идею учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку. Развивать образность речи детей, умение подбирать определения.

Тема. Сказка Братья Гримм «Горшок каши».

Цель: Познакомить детей с авторскими сказками. Учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, ее идею учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку. Развивать образность речи детей, умение подбирать определения.

Тема. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону».

Цель: Учить детей особенностям диалогической речи, связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Тема. Пересказ художественного произведения.

Цель: Л. Толстой «Два товарища». Познакомить детей с новым литературным жанром- басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить пересказывать текст.

Тема. Чтение художественного произведения. К. Д. Ушинский – детям.

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Тема. Рассказывание по картине «Ежи».

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств.

Тема. Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса».

Цель: Познакомить детей с интересной формой работы- интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Тема. Пересказ художественного произведения. Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

Цель: Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям.

Тема. Чтение. Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнять представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки.

Тема. Заучивание стихотворения. И. Мазнина «Осень».

Цель: Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, учить выразительно читать стихотворения наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

Тема. Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды».

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

Тема. Пересказ художественного произведения.Я. Тайц «По грибы».

Цель: Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей. Свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно- ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Тема. Творческое рассказывание «Почемучки».

Цель: Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-  вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где»,соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования.

Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки».

Цель: Учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов учителя, учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений- путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток- чистоговорок.

Тема. Чтение художественных произведений «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Тема. Чтение художественного произведения. Б. Житков «Беспризорная кошка».

Цель: Познакомить с новым литературным произведением; учить определять характер персонажей; помочь понять мотивы поступков героев.

Тема. Чтение. Сказка «Заюшкина избушка».

Цель: Учить определять характер персонажей; помочь понять мотивы поступков героев, замечать и понимать образные выражения.

Тема. Пересказ художественного произведения.Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

Тема. Пересказ художественного произведения Л. Толстой «Котенок».

Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание.

Тема. Чтение. Н. Носов «На горке».

Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание рассказа ,понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Тема. Чтение. Р. Погодин «Кто нагрел море».

Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Тема. Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались».

Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.

Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка».

Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами.

Тема. Чтение художественных произведений . «Жадная душа без дна ушат».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях- поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями.

Тема. Чтение. Л. Пантелеев «Буква «ТЫ».

Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, мотивированно оценивать поведение героев.

Тема. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Воспитывать любовь к сказкам. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

Тема. Творческое рассказывание «Придумывание небылиц».

Цель: Развивать у детей творческое воображение; познакомиться с жанром небылицы; учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий.

Тема. Чтение. В. Драгунский «Он живой и светится».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Тема. Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

Цель: Активизация детского воображении; подготовка к литературно - словесному творчеству, использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

Тема. Чтение художественных произведений «Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель: Учить  детей эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, мотивированно оценивать поведение героев.

Тема. Творческое рассказывание «Подарки от Деда Мороза».

Цель: Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Тема. Чтение. В. Драгунский «Дымка и Антон».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Тема. Творческое рассказывание «Сочиняем стихи».

Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас; упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.

Тема. Чтение. Л. Воронкова из книги «Солнечный денек».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Тема. Чтение художественных произведений «Как аукнется так и откликнется».

Цель: Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Тема. Чтение. В. Медведев «Самая красивая елка».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Тема. Чтение. Э. Успенский «Поучительные истории про мальчика Яшу».

Цель: Учить понимать юмор ситуации, внимательно слушать рассказ, придумывать его продолжение и концовку.

Тема. Творческое рассказывание «Веселые загадки».

Цель: Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.

Тема. Пересказ художественного произведения. Н. Калинина «Про снежный колобок».

Цель: Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту.

Тема. Чтение художественных произведений «Не жалей минутки для хорошей шутки».

Цель: Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создать радостное, веселое настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умения подбирать рифму.

Тема. Чтение. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно - изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Тема. Рассказывание о предмете.

Цель: Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми; активизировать в речи детей слова- прилагательные, образованные по аналогии, закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения.

Тема. Чтение. Сказка «Лягушка-царевна».

Цель: Познакомить  со сказкой «Лягушка- царевна»; учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

Тема. Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка».

Цель: Развивать творческое воображение; на основе начала показать, как можно придумать конец сказки; учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику  развития сюжета, эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Тема. Чтение. К. Паустовский «Барсучий нос».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно - изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Воспитывать жалость к пострадавшему животному.

Тема. Пересказ. Сказка «У страха глаза велики».

Цель: Учить  детей эмоционально воспринимать содержание произведения помочь понять содержение сказки, обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название.

Тема. Чтение художественных произведений «Старый друг лучше новых двух».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении,  взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог.

Тема. Пересказ художественного произведения. В. Бианки «Музыкант».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя.

Тема. Пересказ художественного произведения.  Е. И. Чарушин «Воробей».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение.

Тема. Чтение художественного произведения. О. Кургузов «Как мы на люстре висели».

Цель: Учить понимать юмор ситуации, внимательно слушать рассказ, придумывать его продолжение и концовку.

Тема. Пересказ художественного произведения. М. Пришвин «Глоток молока».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение, использовать авторские выразительные слова.

Тема. Чтение художественного произведения. Н. Сладков «Хитрющий зайчишка».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении,  взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам.

Тема. Чтение художественного произведения. М. Дружинина «Сюрприз».

Цель: Учить  детей эмоционально воспринимать  идею, содержание произведения; формировать у детей потребность в доброжелательном отношении к близкому человеку.

Тема. Пересказ художественного произведения. К. Д. Ушинский «Лекарство».

Цель: Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку- маме; развивать желание заботиться о своих близких людях; учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закреплять умение последовательности в рассказе; развивать диалогическую речь.

Тема. Чтение художественного произведения. Г. Снегирев «Верблюжья варежка».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета.

Тема. Чтение В. Драгунский «Заколдованная буква».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета.

Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Косточка».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение.

Тема. Чтение художественного произведения. Ю. Коваль «Нулевой класс».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета.

Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Акула».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу.

Тема. Чтение художественного произведения. М. Пришвин «Еж».

Цель: Воспитывать любовь к животным при помощи литературного произведения.

Тема. Пересказ художественного произведения. В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу.

Тема. Чтение художественных произведений «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Цель: Учить  детей эмоционально воспринимать  идею, содержание произведения, развивать желание заботиться о своих близких людях; учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закреплять умение последовательности в рассказе; развивать диалогическую речь.

Тема. Творческое рассказывание «Фантастическая страна».

Цель: Развивать у детей творческое воображение.

Тема. Заучивание стихотворения. С. Есенин «Черемуха».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, развивать образную речь.

Итоговое занятие.

Цель: Закрепить знания детей. Чтение стихов наизусть, выразительное чтение, пересказ русских народных сказок.

10. Результатом моей работы стало:

- Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

-Развитие познавательных интересов детей,

- Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

- Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

- Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

-Развитие познавательных интересов детей,

- Формирование у детей стремления  использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

- Формирование умения у детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

 - Сформировалось бережное отношение детей к книге.

- Повысился  читательской культуры в семьях воспитанников.

- Дети умеют пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

- В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

- Дети умеют сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам.

- Дети умеют различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

- Дети умеют устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте.

- Дети умеют воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях.

Итог. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.

Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе.

Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки.

Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.

11.Литература:

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2006

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж ТЦ. «Учитель», 2005.

Грищук Л. А. Школа дошкольников. – Волгоград. «Панорама», 2006.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. «Детство – Пресс», 2006.

Книга для чтения дома и в детском саду: программа обязательного чтения. – М.: Астрель: АСТ, 2006.

Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 
28 октября 2018 в 00:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.