Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой»Участники программы: воспитанники, педагоги, родители. Срок реализации программы:2021-2022годы. Возрастной состав детей: от 5 до 6 лет. Составитель: Катакова Марина Юрьевна Содержание: 1.Пояснительная записка. 2.Актуальность избранной мной темы на современном этапе: 3. Нормативно-правовые основы разработки программы. 4.Цель и задачи программы. 5. Принципы реализации программы 6. Основные направления деятельности. 7. Формы работы 8. Методы и приёмы. 9. Календарно – тематическое планирование. 10. Результаты программы. 11. Литература.
1.Пояснительная записка. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка». В. А. Сухомлинский Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов и времени посредством книги. Знакомство детей с художественной литературой развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг. Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. 2.Актуальность избранной мной темы на современном этапе: Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем ее многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности. Приобщать ребёнка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу. Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. В своей деятельности я опиралась на труды Гурович Л. М., Береговой Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой Л. Б. («От трех до семи», Гриценко З. А. («Пришли мне чтения доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»). Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Степень новизны опыта. По своей новизне опыт можно считать репродуктивно - творческим, так как на основе программы по речевому развитию дошкольников в нём я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы, использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению 3. Нормативно-правовые основы разработки программы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 года №2562. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014года №1155. «Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни»). 4.Цель и задачи программы. Цель: Развивать у детей интерес к книге как источнику знаний. Приобщение ребёнка к литературе как искусству слова, формирование уважительного отношения дошкольников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности. Задачи: - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - Познакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений; - Совершенствовать монологическую речь; - Развивать словарь; - Развивать и поддерживать интерес и любовь к книге; - Формировать уважительное отношение дошкольников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности; - Обеспечить дошкольникам понимание художественных произведений; - Развивать интерес к литературному творчеству; - Духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей дошкольников; - Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; - Обращать внимание детей на изобразительно- выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; - Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. - Развивать творческие способности у детей. - Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе; - Работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) . 5. Принципы реализации программы. - Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный заказ преобразуются в педагогические категории. Все организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования. - Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи. - Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт. - Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности: - методику показа; - количество наглядности и последовательность демонстрации; - сочетание определенных видов наглядности; - включение детей в анализ художественных произведений. - Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи. - Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности: формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю познавательные и творческие способности. - Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности. Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности. - Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностное ориентированность процесса обучения и воспитания; - Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; - Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; - Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; - Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе; - Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.) 6. Основные направления деятельности: Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности: • Создание предметно-развивающей среды. Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, составила перспективное планирование для детей от 5 до 6 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники; - разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой; - подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок» - приобрела наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги. В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты» и др.) . Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ; Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам. • Работа с детьми. Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование. Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих способностей у детей. Для решения таких проблем я широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку». В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок и загадок. Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе настроение на целый день я начинаю каждое утро со стихов «Минуты вхождения в день». Говорю детям: «Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать, чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол». В группе у нас работает детская организация «Книжные защитники», в которой мои воспитанники не только чинят книги в «Книжкиной больнице» в своей группы, но и активно помогают детям других групп. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями. Мною разработано и проведено занятие «Путь создания книги», на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. • Работа с родителями. Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что родители не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (69%), стихи (16%), классическую детскую литературу (7%,) энциклопедии (8%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа: - Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника; - Научить правильно подбирать художественную литературу; - Порекомендовать, как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях. - Консультации для родителей: 1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника. 2. Приобщение дошкольника к художественной литературе. 3. Что и как читать детям. 4. Учим стихи – развиваем память. 5.«Что следует читать детям? », 6.«Выбор книг для детей», 7. «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи». - Папки – передвижки: 1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. 2. Книжки в вашем доме. 3. Мы – читающая семья. 4. Стихи к Дню книги. 5. Пословицы и загадки о книгах. - Выставки книг на определённые темы: «Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д. - Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть. - Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения. В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии. Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства. Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. • Работа с социумом Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие. Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга». Также мы с детьми посещали библиотеку СОШ№9, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции. Дети нашей группы постоянно участвуют в конкурсе чтецов и театральных фестивалях «Строки, опалённые войной», «Театральная капель». Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок • Взаимосвязь с педагогами. В своей работе я использовала опыт работы педагогов нашего детского сада по развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой, заучивание поэтических текстов как средство развития речи детей. Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», Литературная викторина «По следам сказок». Провела занятие семинара практикума для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой». 7. Формы работы: - «Минуты вхождения в день». - Слушание сказок по грамзаписи и на дисках. - Литературные викторины. - Путешествие в «Сообразилию». - Игры с текстом. - Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом. - Литературные утренники. - Работа в уголке книги (выставки книг) . - Сочинение стихов и придумывание загадок. - Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных. - Обыгрывание отрывков произведений. - Чтение литературных произведений. - Драматизация литературных произведений. - Дидактические игры по материалам художественных произведений. - Лекции, - Выставки детских работ, домашних книг из семейной библиотеки, - Консультации, из них родители узнают домашние задания и то, что было прочитано детям за день, неделю, месяц, полугодие, год. - Игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений. - Игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ; - Игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки». - Дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер? » или «А если бы исчезла вода? », «Вред – польза» и др. -Трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями) 8. Методы и приёмы. Свои занятия я разделила на четыре основных вида: тематические, теоретические, аналитические и творческие. В каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой выделила три части: - Вводная часть; - Ознакомление с текстом (выразительное чтение) ; - Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций) . Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов: - познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания; - беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; - рассматривание иллюстраций; - пересказ произведений, пересказ по ролям; - игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств; - объяснение значений некоторых слов; - использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок; - беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; - выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников; - чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок; - литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению. - выразительное чтение. - выборочное чтение. - пересказ сказки по ролям. - повторное чтение. - придумывание однокоренных слов. - использование фразеологизмов и пословиц в речи детей; - показ иллюстраций. - драматизация отрывков; - рассказывание по ролям; -приемы моделирования; - мнемотаблицы. 9. Календарно-тематическое планирование. Старшая группа. Тема. Сказка «Теремок» Цель: Дать представление о жанровых особенностях потешек; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов. Тема. Загадки. Сказка «Морозко». Цель: Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, ее идею учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку. Развивать образность речи детей, умение подбирать определения. Тема. Сказка Братья Гримм «Горшок каши». Цель: Познакомить детей с авторскими сказками. Учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, ее идею учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку. Развивать образность речи детей, умение подбирать определения. Тема. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону». Цель: Учить детей особенностям диалогической речи, связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора. Тема. Пересказ художественного произведения. Цель: Л. Толстой «Два товарища». Познакомить детей с новым литературным жанром- басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить пересказывать текст. Тема. Чтение художественного произведения. К. Д. Ушинский – детям. Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми. Тема. Рассказывание по картине «Ежи». Цель: Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств. Тема. Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса». Цель: Познакомить детей с интересной формой работы- интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Тема. Пересказ художественного произведения. Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Цель: Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям. Тема. Чтение. Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнять представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки. Тема. Заучивание стихотворения. И. Мазнина «Осень». Цель: Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, учить выразительно читать стихотворения наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. Тема. Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Тема. Пересказ художественного произведения.Я. Тайц «По грибы». Цель: Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей. Свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно- ласкательные наименования; соотносить действие с его названием. Тема. Творческое рассказывание «Почемучки». Цель: Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами- вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где»,соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования. Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки». Цель: Учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов учителя, учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений- путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток- чистоговорок. Тема. Чтение художественных произведений «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу. Тема. Чтение художественного произведения. Б. Житков «Беспризорная кошка». Цель: Познакомить с новым литературным произведением; учить определять характер персонажей; помочь понять мотивы поступков героев. Тема. Чтение. Сказка «Заюшкина избушка». Цель: Учить определять характер персонажей; помочь понять мотивы поступков героев, замечать и понимать образные выражения. Тема. Пересказ художественного произведения.Е. Пермяк «Для чего руки нужны». Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Тема. Пересказ художественного произведения Л. Толстой «Котенок». Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание. Тема. Чтение. Н. Носов «На горке». Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание рассказа ,понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу. Тема. Чтение. Р. Погодин «Кто нагрел море». Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Тема. Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались». Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения. Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка». Цель: Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами. Тема. Чтение художественных произведений . «Жадная душа без дна ушат». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях- поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Тема. Чтение. Л. Пантелеев «Буква «ТЫ». Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, мотивированно оценивать поведение героев. Тема. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: Воспитывать любовь к сказкам. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Тема. Творческое рассказывание «Придумывание небылиц». Цель: Развивать у детей творческое воображение; познакомиться с жанром небылицы; учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий. Тема. Чтение. В. Драгунский «Он живой и светится». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми. Тема. Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Цель: Активизация детского воображении; подготовка к литературно - словесному творчеству, использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов. Тема. Чтение художественных произведений «Маленькое дело лучше большого безделья». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, мотивированно оценивать поведение героев. Тема. Творческое рассказывание «Подарки от Деда Мороза». Цель: Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Тема. Чтение. В. Драгунский «Дымка и Антон». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Тема. Творческое рассказывание «Сочиняем стихи». Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас; упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам. Тема. Чтение. Л. Воронкова из книги «Солнечный денек». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Тема. Чтение художественных произведений «Как аукнется так и откликнется». Цель: Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Тема. Чтение. В. Медведев «Самая красивая елка». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Тема. Чтение. Э. Успенский «Поучительные истории про мальчика Яшу». Цель: Учить понимать юмор ситуации, внимательно слушать рассказ, придумывать его продолжение и концовку. Тема. Творческое рассказывание «Веселые загадки». Цель: Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. Тема. Пересказ художественного произведения. Н. Калинина «Про снежный колобок». Цель: Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту. Тема. Чтение художественных произведений «Не жалей минутки для хорошей шутки». Цель: Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создать радостное, веселое настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умения подбирать рифму. Тема. Чтение. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно - изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Тема. Рассказывание о предмете. Цель: Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми; активизировать в речи детей слова- прилагательные, образованные по аналогии, закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения. Тема. Чтение. Сказка «Лягушка-царевна». Цель: Познакомить со сказкой «Лягушка- царевна»; учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания Тема. Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка». Цель: Развивать творческое воображение; на основе начала показать, как можно придумать конец сказки; учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Тема. Чтение. К. Паустовский «Барсучий нос». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно - изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Воспитывать жалость к пострадавшему животному. Тема. Пересказ. Сказка «У страха глаза велики». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения помочь понять содержение сказки, обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название. Тема. Чтение художественных произведений «Старый друг лучше новых двух». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог. Тема. Пересказ художественного произведения. В. Бианки «Музыкант». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя. Тема. Пересказ художественного произведения. Е. И. Чарушин «Воробей». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Тема. Чтение художественного произведения. О. Кургузов «Как мы на люстре висели». Цель: Учить понимать юмор ситуации, внимательно слушать рассказ, придумывать его продолжение и концовку. Тема. Пересказ художественного произведения. М. Пришвин «Глоток молока». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение, использовать авторские выразительные слова. Тема. Чтение художественного произведения. Н. Сладков «Хитрющий зайчишка». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам. Тема. Чтение художественного произведения. М. Дружинина «Сюрприз». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание произведения; формировать у детей потребность в доброжелательном отношении к близкому человеку. Тема. Пересказ художественного произведения. К. Д. Ушинский «Лекарство». Цель: Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку- маме; развивать желание заботиться о своих близких людях; учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закреплять умение последовательности в рассказе; развивать диалогическую речь. Тема. Чтение художественного произведения. Г. Снегирев «Верблюжья варежка». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета. Тема. Чтение В. Драгунский «Заколдованная буква». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета. Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Косточка». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Тема. Чтение художественного произведения. Ю. Коваль «Нулевой класс». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведении, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию сюжета. Тема. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Акула». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу. Тема. Чтение художественного произведения. М. Пришвин «Еж». Цель: Воспитывать любовь к животным при помощи литературного произведения. Тема. Пересказ художественного произведения. В. Бианки «Купание медвежат». Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов учителя, высказывать свое мнение. Активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу. Тема. Чтение художественных произведений «Доброе слово лечит, а худое калечит». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание произведения, развивать желание заботиться о своих близких людях; учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закреплять умение последовательности в рассказе; развивать диалогическую речь. Тема. Творческое рассказывание «Фантастическая страна». Цель: Развивать у детей творческое воображение. Тема. Заучивание стихотворения. С. Есенин «Черемуха». Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, развивать образную речь. Итоговое занятие. Цель: Закрепить знания детей. Чтение стихов наизусть, выразительное чтение, пересказ русских народных сказок. 10. Результатом моей работы стало: - Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе, -Развитие познавательных интересов детей, - Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи. - Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать. - Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе, -Развитие познавательных интересов детей, - Формирование у детей стремления использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи. - Формирование умения у детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать. - Сформировалось бережное отношение детей к книге. - Повысился читательской культуры в семьях воспитанников. - Дети умеют пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. - В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. - Дети умеют сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам. - Дети умеют различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение. - Дети умеют устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте. - Дети умеют воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях. Итог. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли. Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества. Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе. Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки. Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. 11.Литература: Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2006 Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж ТЦ. «Учитель», 2005. Грищук Л. А. Школа дошкольников. – Волгоград. «Панорама», 2006. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. «Детство – Пресс», 2006. Книга для чтения дома и в детском саду: программа обязательного чтения. – М.: Астрель: АСТ, 2006. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 28 октября 2018 в 00:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.