Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Проект «Святые покровители земли русской».

Проект «Святые покровители земли русской».

Вид проекта: информационно- практико- ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, их родители (законные представители).

Сроки реализации:2021 -2022 учебный год

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции). Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к занятиям.

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр.

Создание  словаря:

Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес. Угодник – лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел. Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. Обет – торжественное обещание, обязательство. Отрок – мальчик-подросток

Актуальность проекта:

Без Бога нация - толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней - жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий   высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Каждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

Бурная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Что такое  «Святая Русь»? «Святая Русь» - это прежде всего святыни Русской Земли, это ее монастыри, церкви, священство, иконы,  праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно. Главное, что принадлежало «Святой Руси»,— это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, а главное - «житиями». Что такое жития святых? Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Чтение житий святых входило в состав богослужения, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека.

Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников.    Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи.

 «Вы есте соль земли, вы есте свет мира, тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Матф. 5; 13, 14, 16)

 Церковь чтит всех мучеников и других бесчисленных Сынов Царствия Небесного, как наших ходатаев пред Богом и образцы христианских добродетелей. Святые поступали и делали все по совести и по закону Божию, закону любви, угодили Богу своей праведной жизнью, оттого и наследовали Жизнь Вечную…

Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуты умиления, в часы спокойной, сознательной веры. И в эти часы сомнений, тоски и горя мы находим благую Утешительницу – Матерь Божию, Великую и Милосердную Заступницу за весь род христианский, Николая Чудотворца и всех святых. Пребывая на Небе, с Богом, они молятся о нас Богу, как молились когда-то при земной жизни, помогая нам, живущим на Земле. Мы знаем, что ради их предстательства  Господь Бог скорее услышит нас, из каких бы позорных пропастей греха мы к ним не обратились.

Цель проекта – нравственное воспитание детей путем приобщения их к русской духовной культуре, истории на примере жизни и деятельности русских святых. Возрождение исторической памяти, духовности и культуры  русского народа,  сохранение и развитие традиций служения Родине, привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, Православия, его духовным ценностям и подвижникам. В доступной для детей форме рассказать о святых, их житии, духовном подвиге во имя Господа и людей.

Задачи реализации проекта:

-Сформировать у детей потребность в идеале;

-Указать детям образец, достойный подражания;

-Приобщение детей к гуманистическим ценностям;

-Достижение приоритета духовности в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности;

-Овладение кругом знаний по христианству;

-Воспитывать уважение к Отечественной истории, культурным традициям.

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

 

Методы реализации проекта:

1.Наглядно-действенный метод:

- рассматривание иллюстраций, репродукций по теме;

- проведение дидактических  игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
-  экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем, чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов,загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы  с  элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение былин  и стихотворений  воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.).

-  рассказы детей  по схемам, иллюстрациям, моделирования произведений;
- разбор   ситуаций;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров, занятий.

 3.Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

-  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических, подвижных и др.;
- организация  постановки пьес,  литературных произведений;

- проведение   экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров  с  родителями, для родителей; (Интеллектуальная викторина «Колесо  истории», посвящённая памяти Преподобного Сергия Радонежского:  открытое занятие по теме: «Святой Николай Чудотворец»;

проведение детского праздника «Святые земли русской», проведение детского праздника «День славянской азбуки»)

- изготовление с  детьми  наглядных пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- создание презентаций по каждой теме;

-организация  совместно с родителями выставок(Выставка по теме:  «Святые покровители земли русской»; выставка по теме: «Просветители земли русской);

- оформление совместно с родителями альбома: «Святые смоленской земли».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2.Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Содержание проекта.

 

1 занятие в месяц

Подготовительная группа.

1.Сентябрь. 

Тема: «Русские святые».

Показ слайдов по теме.

Рассказ воспитателя о том:

Кто эти люди? Святые  земли Русской…..

(Святой – это  идеал человека. Поведение святого—пример для поведения всех людей. Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. Среди  святых   Древней  Руси - рядовые монахи, основатели монастырей,  князья - военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини,  юродивые.
Святые - это идеальные  люди, заслуживающие с точки зрения верующих не только поклонения, но и подражания, и святость которых как бы удостоверена Богом.)

Как же познать истинно святогона которого сошел Дух Божий?(Бог прославляет святого чудесами. Вот почему в житиях святых особое значение имеют чудеса, удостоверяющие их святость, они являются нашими заступниками).

Какие это были люди?

Кем они были? Чем занимались?

Каков был их вклад в историю?

Каковы были их деяния?

Кто  такие заступники?(Заступники – это небесные покровители русского народа, городов и земель русских. После крещения Руси князем Владимиром, у русского народа появились православные святые покровители. На протяжении христианских тысячелетий к лику святых были причислены русские князья - военачальники, князья - мученики за веру, рядовые монахи, основатели монастырей,  просветители народов, окружавших Русь, княгини,  радетели православной  веры, юродивые Имена многих заступников известны каждому россиянину).

Кто такой праведник?

(Есть  такая  пословица:  «Не стоит земля без праведника».

Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников.    Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. Церковь чтит  всех мучеников и других бесчисленных Сынов Царствия Небесного, как наших ходатаев пред Богом).

Прослушивание пьесы Пётра Ильича Чайковского из сборника «Детский альбом». ( Пьесы этого сборника связаны с играми, переживаниями ребёнка, событиями прожитого им дня, который обычно начинался и заканчивался молитвой).

Разучивание с детьми:

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

С. Никитин

Показ детям: Икона  «Всех святых, в земле Русской просиявших» -

память Святых, в Российской земле просиявших, указывает нам на то духовное небо под которым создавалась и жила земля русская.

Аппликация: украшение иконы цветами.

2.Октябрь.

Тема: «Князь Владимир».

Рассказ воспитателя окнязе Владимире.

Показ презентации по теме: «Князь Владимир и крещение Руси».

Прослушивание « Баллады о князе Владимире» на стихи А. Толстого .( В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями).

Показ детям образов святой равноапостольной княгини  Ольги  и святого равноапостольного князя Владимира, в  росписи В. Васнецова в Владимирском кафедральном собора в Киеве.

Чтение детям:Игорь Автамонов«Гимн Тысячелетию».

Лепка по теме: «Русское войско».

Составление пазлов- воспитатель рисует совместно сдетьми картину по теме (Крещение Руси),  а затем её разрезает на частии раздаёт детям для раскрашивания с родителями. Затем дети составляют картину из кусочков.

Чтение детям стихотворения Н. Кончаловской  «Наша древняя Столица».
Соревнование для мальчиков «Рыцарский турнир»

Вопросы для закрепления материала:

· Назовите заслуги  Князя Владимира (Укрепил и восстановил единство Русской земли, систему  управления страной. Создал оборонительную систему на юге страны.Крещение Руси)

· За что, его стали называть его Красным Солнышком?(За доброту к народу).

3.Ноябрь

Тема: «Борис и Глеб».

Рассказ воспитателя о благоверных князьях  Борисе и Глебе.

Показ презентациипо теме:«Житие святых мучеников Бориса и Глеба».

Вопросы для закрепления:

· Как братья относились друг к другу?

· Что случилось в то время, когда Борис был отправлен в поход на печенегов?

· Что советовали бояре Борису?

· Почему он не согласился?

· Что замыслил Святополк?

· Как погиб Борис?

· Что произошло с Глебом?

· Где и когда закончил свои дни Святополк?

· Какое прозвище получил Святополк и почему?

· За что Бориса и Глеба причислили к лику святых?

· Почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку?

· В чем состоит подвиг благоверных князей Бориса и Глеба?

· Какой смысл в  том, чтобы  вот так – без сопротивления – погибнуть от рук убийц?

(Жизнь  святых  страстотерпцев былапринесена  в жертву основному христианскому  добро деланию – любви. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, покорности  старшему брату. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4: 20).  Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесьубивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). В этом проявляется святость Бориса и Глеба.

Просмотр с детьми документального фильма «1 Мой мир» по теме: «Борис и Глеб».

Чтение детям оБорисе  и Глебе из книги «Дети Небесного града» (Д38,М:ОЛМАМедиа Групп, 2013-400с, серия «Духовный путь»).

Благоверный князь Борис говорил: «Слава Тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня претерпеть всё ради любви к заповедям  Твоим!»

Выучить заповеди и наставления, о которых говорит благоверный князь Борис.

Не убий. 

Блаженны чистые сердце, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Лепка по теме:«Князь Борис на коне».
Чтение детям из книги Н. Волохова «Борис и Глеб».

Составление пазлов - воспитатель рисует совместно сдетьми картину по теме,  а затем её разрезает  на части и раздаёт детям для раскрашивания с родителями. Затем дети составляют картину из кусочков.

5.Декабрь

Тема: «Илия Муромец».

Рассказ воспитателя о русском богатыре Илье Муромце.

Показ презентации по теме:

Беседа с детьми по вопросам для закрепления материала:

· Откуда мы с вами узнаём о богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин, сказаний)

· А что такое Былина?

· Что делал Илья Муромец до 33 лет?

· Кто его исцелил?

· У кого Илья Муромец  был на службе? (У князя Владимира).

· С кем сражался  Илья Муромец? (с Соловьём – разбойником, с Идолищем Поганым).

Показ детям иконы святого  Илии Муромца.

Чтение детям:

Силён, как вольный ветер,

 Могуч, как ураган.

 Он защищает землю

 От злобных басурман!

 Он силой доброю богат,

 Он защищает стольный град.

 Спасает бедных и детей

 И стариков и матерей!

Изготовление с детьми атрибутов к костюму богатыря для спектакля: «Илья Муромец и Соловей – разбойник». (шлема, плетение кольчуги из фольги, меча).

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»  под музыку. (вступление к опере Н. Мусоргского «Хованщина».

Беседа  с детьми по картине:

·  Кто изображён на картине?

·  Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

· Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

· Как одеты богатыри?

· Какое  у  них  оружие? (меч,  копьё, кистень, щит,  палица, булава, лук со  стрелами)

· На чём ездили богатыри? (на богатырских конях)

· Кого  защищали богатыри? (русский народ)

· Куда смотрят каждый из богатырей? (в даль, нет ли где врагов…)

· Что охраняют богатыри?(землю русскую)

Порекомендовать  родителям  посетить с детьми Третьяковскую галерею.

Отгадывание загадок:

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

(Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Спортивный досуг  для мальчиков «Силачи-богатыри».

Выучить с детьми:

На рубежах родной земли –

Плечом к плечу богатыри.

Им, силачам, неведом страх.

Любовь к Отчизне в их сердцах.

Ведут они большую рать –

И ворогам не устоять!

Девиз их прост: в бою не трусь!

Ведь за спиной – Святая Русь!

Лепка по теме: «Богатырь Илья Муромец».

Физминутка: «Мы теперь – богатыри».

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

 Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.

 Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из–под ладошек,

 И направо, и ещё

 Через левое плечо.

 Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

 Получается на славу!

Прослушивание с детьми песни  «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова в исполнении группы Стаса Намина)

Оригами по теме : «Богатырь на лошади».

Проведение богатырских игр:

«Богатырские кони» - «богатырь» на коне-палочке перевозит по очереди всю команду.

«Меткий стрелок» - дартс с мячами-липучками.

«Помощь богатырей» - разобрать вход в пещеру, заваленному кубиками.

«Перетягивание каната».

Эстафета «Наездник» - какая команда быстрее проскачет на коне-палочке.

«Самый сильный богатырь» - столкнуть плечом соперника с гимнастического мата.

Постройка  богатырской крепости из крупного строительного материала.

Разучивание с детьми пословиц о русских богатырях, смелости и отваге.

· Жизнь дана на добрые дела.

· Сам погибай – а товарища выручай.

·  Жить - Родине служить.

· Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

·  Если дружба велика, будет Родина крепка!

· Своя земля и в горсти мила.

· Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

· Не родом богатырь славен, а подвигом.

· Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

· Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

· В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Прослушивание с детьмипьесы М. П. Мусоргского «Богатырские ворота»

Рисование по теме: «Где живут богатыри?»

Разучивание с детьми песни  «Вставайте люди русские».

Оформление с детьми  альбома:  «Одежда  древних воинов».

Конкурс семейного рисунка по теме: «Мой любимый богатырь».

Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться.

Дидактическая игра: «Собери богатыря в путь».(Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем  римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка,  латы  железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. И  детям предлагается выбрать правильный вариант).

Разучивание  стихотворения:

Три защитника, три брата, три богатыря

 Русь на воинов богата говорят не зря!

 С поля боя нет возврата, за спиною Русь

 Мать – земля, родные хаты

 Эй, смелее в бой ребята!

 Меч и лук, копье, булава,

 Щит и верный конь,

 Враг, не тронь родной державы!

 Охраняет Русь по праву

 Богатырской русской славы

 Боевой огонь!

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

- Сам погибай – а товарища выручай

 - Жить - Родине служить.

 - Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

 - Если дружба велика, будет Родина крепка!

 - Своя земля и в горсти мила.

 - Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Лепка из пластилина и природного материала  палицы.

Конструирование крепкого и мощного богатырского коня. ( из спичечных коробков, зубочисток, веток, пластилина , ваты, ниток).

Оригами по теме: « Шлем богатырю».

Рисование с элементами аппликации по теме: « Щит богатыря».

Беседа-рассуждение: «Почему нужно защищать родину?».

Выставка рисунков по теме: «Богатыри земли русской».

Чтение былин о богатырях.

Рисование оружия богатырей.

Постройка богатырской снежной крепости. Игра в снежки- защита крепости от врагов.

Игровое  задание «Расскажи о подвигах богатырей».

Просмотр мультфильмов о богатырях.

 Рисование иллюстраций к былинам.

Советы родителям, что и как рассказывать детям о богатырях.

6.Январь

Тема: «Сергий Радонежский».

Рассказ воспитателя о Сергее Радонежском.

Показ презентации по теме: «Сергий Радонежский».

Вопросы для закрепления:

· Какова цель жизни Варфоломея?

· Для чего он ушёл в пустыню?

· Почему стал монахом?

· Какие испытания ему пришлось пройти?

· За какие подвиги был причислен Сергий Радонежский к лику святых?

· Почему к нему шли люди? Чего от него ждали?

· Почему народ до сих пор помнит его имя? (ответы ребят)

· Что всегда лежало в основе деятельности Сергия Радонежского?

Выучить с детьми:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И преподобный Сергий в ней.

Чтение  «Преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской», из серии: «Православная  Русь»

Рассматривание иконы Преподобного Сергия Радонежского.

Просмотр видео слайдов с изображением Свято-Троицкого монастыря.

Коллективная работа: «Цветы для Сергия» (коллаж из сухих листьев, открыток);

Объемная аппликация по теме: «Золотые купола».

Чтение отрывка из «Жития Сергия» о детстве Преподобного Сергия Радонежского;

Беседа-рассуждение «Для чего нужно учиться?»

Конструктивные игры: «Колокола для храма» - чеканка из фольги.

Составление пазлов «Фрагменты из Жития Сергия Радонежского»

Рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», беседа с детьми по ней.

Слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о детстве Сергия Радонежского».

Рисование по теме: «Встреча мальчика в лесу».

Совместно с детьми оформить альбом пословиц и поговорок  о почитании родителей;           

Инсценировка картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Действующие лица: Варфоломей, Старец.

Варфоломей одет в длинную белую рубаху, подпоясанную широким поясом. В его руке кнут.

Старец в черном монашеском одеянии с посохом в руке.

Варфоломей.    Эх, где же эти кони? Куда они подевались?

(Видит Старца)

Старец (молится).

Варфоломей подходит ближе.

Старец.   Что ты хочешь, чадо?

Варфоломей.  Я учусь грамоте, но плохо у меня идут науки. Не могу постигнуть я ученые премудрости, а так хочу! Помолись обо мне.

Старец.  Не печалься, Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев и сверстников своих.

(перекрещивает Варфоломея).

Воспитатель. В тот же вечер Варфоломей взял Псалтирь, Книгу псалмов царя Давида. Еще вчера он с трудом разбирал букву за буквой. Теперь же раскрыл и складно, без запинки прочел:

Варфоломей (читает)  …Я желаю исполнить волю твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце…

Воспитатель. И решил Варфоломей, что когда вырастет, будет служить Богу.

Посещение православной библиотеки:  совместное чтение  о житие Преподобного Сергия радонежского;

Слушание песни «Преподобный Сергий» (сл. И. Языковой, муз.прот. И. Лепешинского);  Виктора  Афанасьева «Здесь начинается рай».

Рассматривание  репродукции  М. Нестерова  «Сергий Радонежский».

Загадывание загадок из серии «Загадки о душевных неполадках»;

Аппликация по теме: «Украшение иконы Прп. Сергия цветами»;

Работа с родителями: Экскурсия выходного дня: «Всей семьей в храм».

Совместное творчество: аппликация «Построим храм».

Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

Чтение отрывка «Чудесная встреча» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»;

Разучивание пальчиковой гимнастики «В гости к святому»;

Чтение повести «О Сергии Радонежском» С.  Романовский;

Рассматривание репродукции с картины  М.В. Нестерова «Юность Преподобного Сергия»;

Театрализованная деятельность: «Встреча Сергия с медведем».Конструктивные игры: Изготовление магнитного театра «Житие Сергия в лесу».

Просмотр видео фильма: «Труды Сергия».

Раскрашивание иллюстраций (книжка-раскраска из серии: православная  Русь)

Разучивание пальчиковой гимнастики «Хочу быть православным…»

Беседа с детьми по теме: «Если добрый ты»;

Ручной труд: «Друг Сергия - медведь» (изготовление из шерстяных ниток);

Рассматривание репродукции с картины  М.В. Нестерова «Труды Прп. Сергия»; рассматривание репродукции с картины Н. Рерих «Сергий строитель»;

Составление кроссворда «Труды Преподобного Сергия»;

Чтение детям рассказа «Игумен земли русской» (православный журнал «Отрок» №2 2001г.), беседа по содержанию.

Рисование: «Келья монаха», «Труды Сергия».

Чтение рассказа  Н.М. Соловьева «Сергий Радонежский».

 Слушание песни «Преподобный Сергий» (сл. И. Языковой, муз.прот. И. Лепешинского).

Чтение отрывка «Святой источник» из поэмы Т. Шорыгиной  «Святой молитвенник за землю русскую»; Заучивание понравившегося отрывка из поэмы;

Слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергие Радонежском».

Рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу». 

Рисование  по теме: «Святой источник».

Дидактическая игра:«Собери пословицы», «Что в начале, что потом».

Чтение отрывка «Старость Преподобного Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной  «Святой молитвенник за землю русскую»;

Рассматривание репродукции с иконы «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию».

(Однажды  в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал  голос, 

звавший его по имени.Сотворив молитву, он открыл окно и увидел 

необыкновенный свет с неба:

«Сергий - говорил голос,-Господь услышал молитву о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц.

Небесный голос продолжал:

«Так умножится число учеников твоих и после тебя не оскудеют 

последующие  стопам твоим».

Эти прекрасные птицы изображали собой достойных учеников великого 

Наставника).

Аппликация по теме: «Райские птицы» .

Оформление альбома: «Сергий Радонежский - игумен земли русской».

Беседа-рассуждение «Для чего нужно делать добро людям»,

«Что значит быть милосердным?»,

Чтение рассказов из книги «Добрые сказки»

Презентация: «Древо добродетели Преподобного Сергия Радонежского».

Рисование: «Дерево добра».

Составление кроссвордов о житие Сергия Радонежского.

Интеллектуальная викторина: «Мы идем к Преподобному Сергию» Развлечение «Ангел мой, хранитель мой!»

 

 

7.Февраль.

Тема: «Святитель Николай Чудотворец.

Рассказ воспитателя о Николае Чудотворце.

Показ презентации по теме: «Святитель Николай Чудотворец».

Вопросы для закрепления:

Святой Николай спускается с небес на заснеженную русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь?

· Как вы думаете, кто ему помогает? (Ему помогают ангелы)

· Один ли он творит чудеса?

· На кого похожСвятой Николай? (Очень похож Святой Николай на Деда Мороза: с такой же седой бородой и подарками для добрых людей).

·  Почему  его называют Чудотворцем? ( Считается, что он спасает людей и животных от пожаров, наводнений и всяких бед).

· Каким добродетелям нам надо научиться у Святой Николя?(Доброте, честности, чтобы, мы не завидовали  друг другу, никого не обижали)

· Как вы думаете, ребята, какой Николай Чудотворец? ( Он  добрый, но одновременно торжественный и строгий.

Показ детям иконы святого Николая Чудотворца.

Аппликация: украшение иконы Николая Чудотворца  цветами.

Кукольный театр «Чудо о ковре». По рассказу И. Рутенина. 

Выучить с детьми:

В день Святого Николая, я зажег свою свечу.

И к Святому прибегая, знаю – помощь получу.

Потому, что наш Святитель радость детскую несет.

За собою как Спаситель деток в отчий дом ведет.

Святый Отче Николае, помоги скорей в нужде!

 Ты поможешь, твердо знаю, в горе, в скорби и в беде.

Прослушивание песни: «Николай Святой, приди!»

Ручной труд:дети расписывают глазурью пряники «николайчики».

Над селом дымки плывут, пряники в домах пекут.

Всех гостей вы угостите, пряники им подарите.

Вы «николайчики» возьмите,

Ребят младших угостите,

Чудотворец  к вам придет

И подарки  принесет (идём  к малышам в группу и угостим их пряниками).

Разучивание с детьми:

 

Святитель Отче Николае,

Как любим славить мы тебя!

И на молитвах вспоминаем,

И чувствуем с собой всегда!

Ты скорый, быстрый и богатый

Являешься на помощь нам!

Ты в храме Божием хозяин.

Мы видим образ чудный твой,

Когда тебя кто чуть помянет,

Стоишь пред нами, как родной!

Мы видим всюду твою силу,

Ты с нами молишься, живёшь.

Всегда приветливый и милый,

С тобой нигде не пропадёшь!

Раскрашивание  иллюстраций из книжки - раскраски«Русь православная».

8.Март.

Тема: «Великомученик Георгий Победоносец».

 

Рассказ воспитателя.

Показ презентации по теме: «Георгий Победоносец»

Вопросы для закрепления материала:

 

· Ребята, чем же славен Святой Георгий?

· Почему его называют Победоносцем?

· Кому покровительствует Святой Георгий? (земледельцам, воинам).

· Какие ордена воинской доблести вы знаете?(В 1796г. вРоссии учреждён орден Святого Георгия. Им  награждали за отвагу в бою. Во время Великой Отечественной войны желтовато – чёрная лента ордена Святого Георгия перешла к солдатскому ордену Славы).

· Где находится храм Святого  Георгия  Победоносца?(После Победы на Поклонной горе в Москве возведён храм в честь Георгия Победоносца).

· Что изображено на гербе Москвы?

· Как вы думаете, что обозначает змея? (Так русский народ изобразил страшного, злого врага, злые силы, которые мучают, обманывают людей.

· Почему изображён воин? (Население Москвы как бы хотело сказать врагам - лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно победим)

Показ детям иллюстраций: изображение герба московской губернии (1883),герба Москвы, изображение орденов Святого Георгия и ордена Славы.

Рассматривание картины В. Рожкова «Святые воины Георгий и Александр».

Дидактическая игра:«Найди герб Москвы среди гербов других городов».

Просмотр с детьми мультфильма«Георгий Победоносец».

Разучивание с детьми:

Верхом на коне,

Под копытом – дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит

Согрешающимон

И тем, кто в грех может впасть!

Физкультминутка.

- Каким должен быть настоящий герой (сильным, смелым, ловким, умным и т. д.? Еще он должен владеть различными видами оружия. Какие виды оружия вы знаете? Покажите,  как стреляют из лука, метают копье, фехтуют шпагой, стреляют из пистолета, сражаются мечами (дети имитируют движения? Теперь представьте, что вы сели верхом на коня и поскакали (дети имитируют движения).

Чтение детям отрывка из эпоса «Георгий Победоносец» - чудо святого Георгия о Змие.

Инсценировкадетьми - сражение мужественного воина с драконом и спасение царевны. (Мальчики по очереди будут храбрыми воинами, а девочки — прекрасными царевнами).

Рассматривание  иконы Великомученика Георгия Победоносца на коне.

Рисование по теме: «Подвиг Георгия Победоносца».

Чтение детям о Святом Георгии Победоносце из книги «Житие святых» в переложении для детей М., 1996.

Лепка по теме: «Всадник на коне и побеждает змея».

Игра «доскажи пословицу»:

 -Российская армия не одна – с ней вся страна!

 -Нет обороны- заклюют и вороны.

 - Тот герой, кто за родину горой.

 - Береги землю родимую, как мать любимую

 -Чтоб иметь в бою удачу – четко знай свою задачу.

Дидактическая игра: «Подбери одежду и орудие для богатыря и солдата»

Рассматривание репродукций на тему: «Что хранит оружейная палата?» Рисование Георгия Победоносца.

Беседа с детьми по теме: «Одежда древних воинов».

Сбор материала для создания альбома «Гербы российских городов». Экскурсия с родителями на Поклонную гору к храму Святого Георгия Победоносца.

9. Май . Заключительное занятие.

Тема: «Кирилл и Мефодий».

Рассказ воспитателя о Кирилле и Мефодии.

Показ презентации по теме: «Просветители славянства».

Вопросы для закрепления материала:

· Чем человек отличается от животного?(Внешними признаками. Человек — существо  мыслящее. Главное его  отличие  от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога)

· Как  мы  можем  узнать  о том,  как жили  наши предки, какие  пели песни, какие  события  происходили  в  их  жизни и т.д.?(Из древних книг, надписей  и рисунков на стенах пещер).

· На каком языке говорили наши предки?

·  Кто впервые придумал для них азбуку?

· Зачем славянам нужно  было изобретать азбуку?(Просвещение славян оказалось невозможным  без  книг на  их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию  славянской азбуки.Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота).

· Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

· На каких языках были написаны святые книги?

· Почему славяне не могли ими пользоваться?

· Чего ждали славяне от иноземных учителей?

·  Каждый ли мог составить славянскую азбуку?

·  Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.)

· Что сделали Кирилл и Мефодий, придя «в Славянскую землю?»

· Что значит «истолковать» священные книги?

· Что вы знаете о книгах, которые они перевели?

· Как называлась первая азбука? (Кириллица).

· Почему этот алфавит назвали кириллица? (по имени  одного создателя).

· Сколько было букв в этом алфавите? (43 буквы, каждая из которых имела свое сложное название).

· Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33буквы).

· Алфавит мы изучаем по русской азбуке. Как произошло слово «азбука»? (Слово “азбука” произошло от названий  двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ).

· Кто знает создателей славянской азбуки? (Это Кирилл и Мефодий).

· Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали, всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах).

· Назовите древнюю форму книг, написанные на папирусе? (свиток).

· В какой стране изобрели бумагу? (Китай).

· Кору  какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту).

· На чём ещё писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу  старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

· Можно ли труд Кирилла и Мефодия назватьподвигом, геройством?(Люди оценили это также как и вы.Этих людей причислили к лику Святых).

· В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?

· Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры? ((24 мая). В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

· Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия).

· Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку).

Выучить с детьми:

Так восславим буквы эти! 
Пусть они приходят к детям, 
И пусть будет знаменит - 
Наш славянский алфавит!

Отгадывание загадок:

1.Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2.Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд —

Сейчас заговорят. (Буквы)

3.Первая книжка для малышей.
Учит — мучит, а научит — радует. (Азбука)

4.Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы? (Мы – славяне!)

Игра «Доскажи пословицу»:

Ум хорошо, а два (лучше).

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи – век (учись).

Повторенье – мать (ученья).

Ученье  свет - а не ученье (тьма)

Викторина по теме:  «Что мы знаем о первых книгопечатниках?»

Рассматривание видео слайдов: «Древнеславянская книга»,«Евангелие», «Библии», «Старославянская азбука». (Рассказ летучей мыши Стёпки о книгах того времени.В анимационной форме герой рассказывает ребятам о том, как создавались и оформлялись книги в стародавние  времена).

Задание детям: создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать, как братья Кирилл и Мефодий.

Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки.Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку и назвать  слово, которое начинается с этой буквы.

Изготовления с детьми  альбома пословиц и поговорок о труде.

Разучивание с детьми пословиц:

Ищешь трудность, находишь мудрость.

Мудрость есть царица Неба и Земли.

Первые напечатанные книги:показ слайдов:

Апостол» - богослужебная книга, часть Нового завета.

«Евангелие» - переводится как «благая весть», в этой книги рассказывалось о жизни и учении Иисуса Христа.

«Псалтырь» - библейская книга песен предназначенных для восхваления богу. Использовался на христианских богослужениях.

Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по славянски. Братьями был создан первый ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, который был понятен и принят всеми слоями общества.

Вопросы детям для закрепления материала:

– Для чего использовались эти книги?( Для чтения, и для ведения церковной службы).

– Зачем им потребовались хорошие скорописцы?

– Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев?

- Сколько времени понадобилось Кириллу и Мефодию для переписывания книг?

- Кто помогал Кириллу и  Мефодию справиться с такой большой работой?

Рассматривание памятников  Кириллу и Мефодию.(В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве).

Прослушивание с детьми: Гимн  «Кириллу и Мефодию» 

(муз.М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Давайте скажем хором:

Два брата, Кирилл и Мефодий, 
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб грамоте нас научать. (выставка книг)

Организация  выставка книг по теме: «Дань славянской письменности и культуры»;

Разгадывание с детьми  кроссворда по теме: «Грамота».

Название старославянской азбуки. (кириллица)

Буква Буки спрашивает у вас знак алфавита. (буква)

Буква Веди, которая всё про всех знает, про всё ведает, интересуется, знаете ли вы, как называлось орудие письма в старину. (перо)

Буква Глаголь, глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. Другое название азбуки. (алфавит)

Буква Добро – добрая буква просит назвать одного из создателей азбуки. (Мефодий)

Буква Есть просит назвать его брата и помощника. (Кирилл)

Чтение детям:

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются…

Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома, 
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться 
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел  человек.

Показ слайдов:Азбука. Глаголица и Кириллица)

  Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

Игра «Доскажи пословицу».

Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки. Ничего не мыслить – век киснуть

Выучить с детьми:

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Рассматривание иконы «Св. Кирилл и Мефодий».

Братья! Двоицу святую

В сей день радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле,

Радуйся, Мефодию.

Аппликация : «Украшение иконы цветами».

Выучить  с детьми пословицы и поговорки об учении. Связь со сказкой «Приключения Буратино».

Показ репродукций по теме: портрет И.  Фёдорова, страница «Апостола», памятник И. Фёдорову.

Вопросы детям:

· Кто был первым первопечатником в России? (Иван Федоров).

· Как  называлась первая печатная книга  на Руси? (Апостол).

Порекомендовать родителям побывать с детьми  в «Музеи искусства старинной украинской книги» (просмотр с детьми открыток).

Раскрасить рисунок «Просветители  славян».

Конструктивные игры: «Украшение заглавных старославянских букв азбуки».

Методическое сопровождение:

"Преподобный Сергий Радонежский" изд. "Круг чтения", Москва 2004 г.,

С.О. Никулина "Игумен земли русской" изд. "Зерна", Рязань 2002 г.,

 А. Новиков "Святой чудотворец Сергий Радонежский" изд. "Сатис", Санкт-Петербург 2002 г.,

О.М. Потаповская "Самые главные праздники" изд. "Планета 2000", Москва 2004 г.

«Развитие представлений о человеке в истории и культуре». /Мулько И. Ф. М. ТЦ «Сфера» 2004 г.

«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

«Воспитание детей на традициях народной культуры» / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008г.

« Система патриотического воспитания в ДОУ»/ Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007г.

«Приобщение детей к художественной литературе» / Гербова В. В., М., - 2006г.

Е. Перехвальцева. «Откуда азбука  пошла», издательство «Малыш», 1989.

«Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007г.

«Театрализованные игры дошкольников». Книга для воспитателя детского сада / Артемова Л. В. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

«Игровая деятельность в детском саду» / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

Аверьянов К. А. « Сергий Радонежский. Личность и эпоха». — М., 2006.

Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского»  М., 1990;

Л. Вдовина. «Русский святой». (Материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru).

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-  формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для родителей:

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;Итог (продукт проекта)

Итог проекта: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена святостью, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле.

Дети и родители узнали многие факты, исторические события, но самое главное  выяснили, что к небесным покровителям причислены и святые князья, цари, великомученики, пророки  и даже былинный герой, которого  отождествляют с небесным защитником. Все они отличались праведной жизнью, служением Господу в любые времена и самыми главными их заслугами стали любовь к Отчизне, защита Родины и непоколебимая вера в нее. Этими праведными чувствами пропитаны наши жизни, наши корни, наше прошлое, настоящее и будущее.

"Человек, который знает историю предков, имеет надежду на будущее. Эти знания являются неким маяком, который в трудные минуты жизни загорается и указывает нам путь". И не нужно забывать о том, что побеждает тот, кто основывает свои жизненные позиции на основах, заложенных издревле: мужчина должен оставаться мужчиной, женщина – хранительница очага, земля принадлежит нам, так как за ее сохранение проливали кровь наши предки.

Создание презентаций по каждой теме.

Организация выставки по теме:  «Святые покровители земли русской».

Интеллектуальная викторина «Колесо истории», посвящённая памяти

Преподобного Сергия Радонежского.

Открытое занятие по теме: «Святой Николай Чудотворец».

Проведение детского праздника "Святые земли русской"

Проведение детского праздника « День Славянской Азбуки».

Проведение спортивного досуга  для мальчиков: «Силачи-богатыри»

29 октября 2023 в 15:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.