Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки- два разных мира»2021- 2023 годыОбъект исследования: процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольноговозраста. Субъектыисследования: -дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет); -семьи (законные представители) детей дошкольного возраста; - педагогическийколлектив дошкольной организации Содержание. 1.Пояснительная записка 2.Цель программы. 3.Концепция программы. 4.Принципы гендерного воспитания детей: 5. Этапы реализации программы. 6.Модель структуры гендерной компетентности педагога. 7. Формы работы с детьми по гендерному воспитанию. 8.Этапы педагогического контроля 9. План работы на 2021-2023 учебный год. 10. Планирование работы по вовлечению девочек имальчиков в совместную игровую деятельность 5-7 лет 11. Перспективно – тематическое планирование погендерному воспитанию детей старшегодошкольного возраста. 12.Работа с родителями по формированию гендерной компетентности ввопросах воспитания и развития детей. 13.Инструментарий проведения педагогических наблюдений. Методикидиагностики детей. 14. Список использованной литературы 15.Приложения.
1.Пояснительная записка. Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большоеколичество исследователей и педагогов. Сейчас многие дети ассоциируют свой полименно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными игрубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и домаи в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многиедевочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешатьконфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабыфизически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. В последнее время ученые предлагают в воспитании детейобращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связис этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностейдетей раннего и дошкольного возраста. Гендер - обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус исоциально-психологические характеристики личности, зависящие не отбиологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума вконкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин иженщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том,как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины. Под гендерным воспитанием понимается развитие у детейопределенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женскимполом в рамках определенной культуры. Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своейпринадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителемданного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свойгендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа: 1) ребёнок узнаёт, что существует два пола, 2) он включает себя в одну из этих категорий, 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая ипредпочитая те или иные его формы. Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается совторого года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливоразличают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка иобозначает себя соответствующим образом В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и этапринадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желанийребенка. И именно гендерное направление в воспитании детей дошкольноговозраста дает возможность формировать в детях качество мужественности иженственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полусоциальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками идевочками. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание изакладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формымежличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекаетпо-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочекв формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разномупроисходит и полоролевая идентификация.Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.Особенности развития мальчиков: - Умальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализезрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательнойориентации в пространстве
Особенностиразвития девочек: -Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности,письма, счета и логического мышления. -Девочки дышат грудью
Психологическое различие - Мальчики: - Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально. - Мало реагируют на эмоциональную сторону речи. - Эффективно воспринимают информацию о действиях (всеглагольные формы). - Адекватно реагируют на положительные и отрицательныеоценки их деятельности. - Высокая активность умственной работы в условияхдефицита времени. - Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные.Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всёвоспринимают аналитически. Психологическоеразличие - Девочки: -Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально. -Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность. -Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся. -Похвала не побуждает их к дальнейшему действию. -Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенностиматериала. -Активно отвечают на повторныйинформативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков. -Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чеммальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этомтакже не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. В раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей ивообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать намужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детствеимеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множествоотрицательных последствий. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которогопедагогии, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальныевозможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин иженщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Ведь мальчикии девочки - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково, ведь они- будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитавнастоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможемизбежать тех ошибок, что наделали в своей жизни мы по незнанию. 2.Цель программы -повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работугендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Обеспечить условия эффективностигендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условияхДОУ. В соответствиис целью поставлены следующие задачи: - Создание соответствующей пространственно – развивающей,предметной и игровой среды в группе; - Создавать в группе условия для гендерной социализацииличности ребенка; - Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУи семьи, обеспечивающую полноценную социализацию личности ребенка. - Воспитаниедетей с учетом их гендерных особенностей; - Развивать у дошкольника представление о себе и другихлюдях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками,типичными и индивидуальными особенностями; - Развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать ираспознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствиис ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением; _ Обогащать знания о своей семье, роде, семейныхреликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологическойгруппы и социального института; -Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делениивсех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации,правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детейразных полов. - Формированиеу родителей гендерной компетентности. - Знакомствопедагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков идевочек, особенностями их воспитания и обучения. Предполагаемыйрезультат: - Сформироватьустойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек; -Сформировать начальные представления детей о гендерных особенностях, чтобы онинаучились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми исверстниками; -.Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего ихмира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощьюигры; -Создать систему совместной с детьмиигровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желаниеобщаться и учиться новому - Созданиепартнерских отношений с детьми, педагогами и родителями (законнымипредставителями) и участие их в педагогическом процессе; -Повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагога. 3.Концепция программы. В условиях преобразования российского общества своевременно звучит вопросо перестройке системы ценностей в жизнедеятельности человека. Осознание своейполовой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности.Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Проблема гендерной социализации являетсяодной из наиболее актуальных вобщем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.В настоящее время в системедошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерноговоспитания. В первую очередь это связано с тем, что до недавнего времени впрограммно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учрежденийРоссии не учитывались гендерные особенности. В результате этого содержаниевоспитания и образования ориентировалось на возрастные и психологическиеособенности детей, а не на мальчиков и и девочек того или иного возраста,которые, по мнению ученых различаются. Актуальной проблемой научныхисследований становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношениймежду полами. Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижениемуровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендернойпринадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи. Новизна программы – заключается в разработке, апробировании и внедрении целостноймодели гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, гденаходятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс,представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства происходитпринятие гендерной роли. Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования,сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом ипсихологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучениюмальчиков и девочек. В педагогическом процессе данная программа вписывается вучебную, самостоятельную деятельность и режимные моменты детей, так какпостроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование разобщенностимежду мальчиками и девочками и организацию совместных игр, в процессе которыхдети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями(мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские). Способы организациидетей зависят от целей и задач, может быть: фронтальной, групповой,индивидуальной. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решенияпоставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решениемзадач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другиеспециалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальныйруководитель, воспитатель по ИЗО, педагог дополнительного образования, учитель– логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствиис которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованнымстановится психолого-педагогическое сопровождение всех участниковобразовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка наполноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частьюдеятельности любого дошкольного учреждения. Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников – одна изважнейших задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитаниемальчиков и девочек, одинаково способных к самореализации. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладениедетьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное пониманиеими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полумодель поведения. Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольниковориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход вобразовании – проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов,родителей и детей. Разработанная в соответствии с ФГОС ДО общеобразовательная программа дошкольногообразования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова,М.А. Васильева учитывает новейшие достижения науки и практики дошкольногообразования. Данная программа опирается на концепцию и программу «Социальногоразвития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. Внедрение программы«Мальчики и девочки – два разных мира» обеспечит становление личности ребенкадошкольного возраста при условии гендерного просвещения работников образованияи родителей. Только совместными усилиями всех участников образовательногопроцесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерномуобразованию в ДОУ можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка. 4.Принципы гендерного воспитания детей: При осуществлении гендерного подхода, опиралась наосновные принципы: Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;Принцип непрерывности (преемственности): гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап, которого, является базой для последующего этапа. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей. Принцип демократичности: при гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Принцип природосообразности: признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности.Признание этих различий требует различных форм,методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, какпредставителей своего пола в разных видах детской деятельности. 5.Этапыреализации программы. 2020 –2021 учебный год.Организационно-подготовительный этап: - изучениеметодической литературы, подборка статей; - разработкаперспективных планов; - работа сдетьми и родителями (законными представителями); 2021- 2022учебный год. Внедренческий этап. - созданиеразвивающей предметно-пространственной среды в группе для работы по направлению«Гендерное воспитание дошкольников посредством игры»; - разработкапланов, - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; - написание программы; - корректировка программы; - проведение промежуточного анализа работы с детьми. 2022-2023 учебный год. Итоговый этап - создание банка методического материала; - анализ развивающей предметно-пространственной среды. - подведение итогов работы; - осуществление преемственности детского сада и школы. 6.Модель структуры гендерной компетентностипедагога: Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста -заложить первые ориентиры.На данном этапе становления личности ведущимв интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета,действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего,сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Механизмом гендерного воспитаниядетей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии: 1. Средство:
2. Методы:
3. Формы:
Для того, чтобыпредоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации: 1. игровая (стимулирует детей, если всодержание включены способы построения) 2. личная заинтересованность детей кдеятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры) 3. общение детей со взрослыми (будетстимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку илимальчика, что без их помощи ей не обойтись). Главными педагогическими задачами являются: · оказаниедетям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта; · расширениедетских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира,которые потом могут быть отражены в игре; · поощрениеинициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективныхигр; · созданиеусловий для проявления детьми игровой активности в течение дня. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролироватьрезультаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностныхдостижений. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений,поиска личностных смыслов в гендерном взаимодействии, а также побудителемгендерного самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства,смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы Сучётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Былосоздано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом ихполового признака. В центре социально – личностного развития предметная средаизменяется и дополняется ежеквартально. Вработе с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевыеигры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса квзаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет. Решаязадачи, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет потребовалось вдумчивоеотношение педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования. Первоочередной задачей, стоящей перед педагогом, работающегос детьми 3-4 лет, являлось создание оптимально насыщенной (без чрезмерногообилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейсясреды. Для этого необходимо было проанализировать состояниепредметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствиес примерными перечнями материалов и оборудования, которые были разработаны ипредставлены в федеральных государственных образовательных стандартах. Второй, не менее важной задачей, которую надо было решить привоспитании детей 3-4 лет, являлось внесение в среду различных маркеров с акцентомна гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами длядевочек и мальчиков. В изготовлении маркеров гендерных принимали участие, каксотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этомосновным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, являлосьиндивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению наметке и ее цветовому решению. Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качестваребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развитиядетей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждогомальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребностии интересы детей. Особаяроль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежалосюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровойдеятельности девочек и мальчиков воспитатель и родители уделяли особоевнимание. Приподборе материалов и оборудования для игры руководствовались, как задачамиобщего развития детей, так и федеральными государственными стандартами. При проведении работы по воспитаниюдетей с учетом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на: - на привлекательность игрового материала и ролевойатрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемыхобразцов женского и мужского поведения; - на достаточность иполноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модельсоциального поведения женщины-матери; - на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства дляигр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проигратьмужскую модель поведения. Девочки 3-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу скрасивой и разнообразной одеждой. Процесс одевания и раздевания кукол детиотождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственнойжизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. Иесли вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, топостепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я — папа».Когда у кукол привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочеки мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легчепобуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковыеслова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социальноодобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в томслучае, если в семье они лишены этого. Приподборе материалов и оборудования учитывается тот факт, что девочки и мальчики3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующуюопределенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчикиэтого возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать насебя роль сотрудника полиции, если наденут на себя плащ-накидки, полицейскиефуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Для ухода за автомобилем, для его«ремонта» мальчикам предложены протирочные материалы, инструменты и другиеролевые атрибуты. Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 летпринадлежит конструированию из крупного строительного материала. Крупныйстроительный материал требует много места, поэтому его расположили на тележках(на колесиках) в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. На полках илирядом с ними выставлены машины, которые мальчики используют в играх состроительными материалами. Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход закуклой — «дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед»изготовили плиту, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могутиспользовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. Для ухода за«ребенком» девочкам предложены ванночки, губки, полотенца, ковшики дляополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Созданы условия для«стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для ихвоспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этоговозраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье –родители. Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучениисуществует: 3 типа мотивации - игровая(стимулирует детей, если в содержание включены способы построения) - личная заинтересованность детей к деятельности (предлагаясделать что-то в подарок или для игры) - общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись). Успех гендерного воспитания маленькихдетей могут обеспечитьследующие способы взаимодействия взрослогос ними: - мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, ихпереживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи; - медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же; - подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим; - частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, содного вида деятельности на другой; - использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей; - осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах)образца для подражания; - частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка ипоглаживание по голове). Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться васпекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либоиз ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половаявоспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которойроль игры трудно переоценить. 7.Формы и методы работы с детьми погендерному воспитанию: -В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, которыйвызывает качественные изменения в психике ребёнка. В играхреализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества ипознает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретаетверу в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям; Сюжетно- ролевые игры:«Ждем гостей», «Больница», «Дочки-матери», «Семья», «Кафе» (усвоение правилхороших манер) - Дидактические игры: «Одень куклу», «Опиши того, кто справа...», «Женская имужская работа», «Кто кем был?». - Праздники; - Развлечения; - Непосредственнаяобразовательная деятельность; - Экскурсии на стройку, в парикмахерскую; - Диалоговыеметоды (вопросы, беседы); - Символическиеигры, игровые задания; - Трудоваядеятельность: Совместный труд сраспределением обязанностей «Постираем кукольное белье». - Приобщение к художественной литературе; Художественно- изобразительная деятельность: «Мой портрет», «Моя семья» -Работа с зеркалом «Мои эмоции»; -Отгадывание загадок о частях тела; -Инсценирование сказок; -Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением; «Как я былмамой» Я. Сегеля, Э. Успенского «Если былдевчонкой», «Рассказа о неизвестномгерое» С. Маршака. Беседа по рассказу«Рыцарь» В. Железникова; -Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»; «Как животные ухаживают задетенышами» с использованием иллюстраций. -Разучивание песен о дружбе:; -Просмотр мультфильмаов: «Чебурашка»; «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом» -Конструирование из строительного материала «Домик для друзей»; -Работа с картинками «Манеры поведения»; -Аппликация: «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества. к дню 8 марта и т.д.
8.Этапы педагогического контроля. Показатели полоролевой воспитанности детей старшегодошкольного возраста. I этап: наблюдения гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень: представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола); адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты; наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры; наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола; наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности; постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец); представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола; фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола; наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры; наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств; отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.Низкий уровень: представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец); отсутствие представлений о различиях полов; отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры; частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности; проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.II этап: анкетирование родителей. Мною, в результате анкетирования родителей было установлено, что внастоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такоегендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётомданного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлятьгендерное воспитание младших дошкольников. III этап: создание развивающей пространственно-предметной развивающейсреды. Развивающая пространственно-предметная развивающая среда выступаетусловием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником вжизнедеятельности своего мужского (женского) образа. С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе.Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек сучётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детейполотенца для умывания (у мальчиков - синие у девочек – розовые) и стаканчикидля полоскания рта (цветовая гамма та же, как и полотенца). Так же мы сделалиразличение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так жестульчиках в групповой комнате, в спортивной форме метки для девочек имальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом. В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась идополняется ежеквартально. Раздел «Я и люди»: Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности. Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев). Картинки с изображением семьи, их действиями. Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами. Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка). Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями. Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью. дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.Раздел «Я и сверстники» Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.). картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. моделирование правил поведения; набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.Схемы-действия, отражающие культурные эталоныповедения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий,способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболееинтенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданныхпространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
9. План работы на 2017-2018 учебныйгод
10. Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков всовместную игровую деятельность 5-7 лет Вариативность игровых действий Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность 1 «Семья» «Прием гостей» Скоро должныприйти гости. Но вот беда, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол истулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложитьмальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставитьнеобходимую мебель. 2 «День рождение» У куклы деньрождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару.Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт женужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? 3 «Вызов скорой помощи». Кукла-дочказаболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки,подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчикипостройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больнойкукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. 4 «Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье» В группеперестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новуюквартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужнагрузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть лисвободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются всеучастники переезда. 5 «Поездка на автобусе» Девочка-хозяйкарешила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы длясупа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого намнужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, ктохочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нуженвнимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителясреди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! 6 «Непредвиденная дорожная ситуация» Напостроенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются помагазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам запомощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагаюторганизовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. 7 «Магазин» «Магазин открывается» Путешествиена автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались.Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшегомагазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей,магазин сладостей, магазин соков. «Делаем покупки» Девочка-мамаидет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одеждымного, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложитьмальчикам. 8 «Автомастерская» «Ремонт дорожной техники» «Перерыв на обед» Мальчикивоспроизводят профессию «слесарь-механик», производят «ремонт» машин в своеймастерской, выполняют разные действия по ремонту машин. Мальчики -«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, поранаших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители»привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. 9 «Парикмахерская» «Новые прически» Воспитательприходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагаетпоиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики -клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошимипарикмахерами. «Причешем куклу» Воспитательобращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется,что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосикиспутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скореепарикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть,причесать» Предложенныйперспективный план работы направлен на удовлетворение потребности ребенка впознании себя, как представителя определённого пола. Педагогсамостоятелен в выборе игры, в зависимости от тематики планирования и ситуациив группе. Реализуется данный план в течение года.
«А ну-кадевочки», «Мисс группы», «Мальчики – юные помощники», «Рыцарский турнир». заменено группа.Сентябрь 1 неделя. Тема «Давайте познакомимся» Цель:способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятиесебя и других. Игра «Познакомимся по лучше» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал». 2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге»Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могутпозаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметаходежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины,развивать логическое мышление. Игра «Мы такие разные». Игра «Кому что нужно?» 3 неделя. Тема «Моё я?» Цель: формироватьпредставления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему. Упражнение «Листочек» Игра «Мое имя» Октябрь 1 неделя. Тема «Разные эмоциональныесостояния». Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разныеэмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формироватьумение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить имобъяснения. Игра «Разные эмоции». Психологическийэтюд «Любящая мама». Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вывежливы» (отрывок) 2 неделя. Тема «Учимся общаться друг сдругом». Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умениепроявлять заботу и внимание. Игра «Хорошо-плохо» Упражнение “Волшебники”. 3 неделя. Тема «Отчего портится настроение».Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей.Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты Игра «У кого какое настроение» Чтение А. Барто «Катя» 4 неделя. Тема «Кто я в семье сейчас и кембуду?» Цель:формировать представления детей об их настоящих и будущихсоциальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль ипозитивное отношение к ней. Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье» Работа в«Центре дела» заменено1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания онеобходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методахподдержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детейпротивоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка- будущая мама. Игра «Зеркало» Упражнение «Покажи фигуру» 2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, всвободное время». Цель: формировать представление о многообразии социальныхролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье,обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения. Упражнение «Ласковушки» Игра «Соберём маму на работу» 3 неделя. Тема «Наши папы» Цель: обогащатьзнания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формироватьпредставления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливоеотношение к старшим в своей семье Анализ житейских ситуаций Чтение Н. Носов «Заплатка» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» заменено1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель:познакомить с правилами ролевого поведения Анализ житейских ситуаций Игра «Разные дети» Игра «Я знаю 5…» 2 неделя. Тема «Знакомство с родословнымдревом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знаниядетей об их близких родственниках. Работа с пословицей «Земля без воды мертва,человек без семьи – пустоцвет» Упражнение «Общий ритм» Игра «Нарисуй своё дерево» Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще» 3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется»Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепитьсоответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельностичеловека в соответствии с его возрастом. Игра «Что сначала, что потом» Игра «Кому что нужно?» Упражнение «Ласковое» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Изготовление подарков Январь 1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею» Цель:развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений,интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположногопола. Игра «Я умею лучше всех» Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» 2 неделя. Тема«Правила поведения длямужчин и женщин» Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, онекоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить снекоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье,воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремлениеоказывать им посильную помощь. Игра «Какого цвета счастье?» Игра «Нужна твоя помощь» 3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчикаи девочки» Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь всемейных делах, расширить представления о возможной помощи, формированиеправильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры,брата. Игра «Изобрази картинку» Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Февраль 1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины»Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у негомужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитаниемужского характера. Упражнение «Эмблема» Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк 2 неделя. Тема«Мальчики - маленькиерыцари» Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особеннымипризнаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружениидевочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчикахуважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать импосильную помощь. Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочьпринцессе» 3 неделя. Изготовление подарков для пап идедушек 4 неделя. «Расскажи о своей семье» Цель:вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членахсвоей семьи по генеалогическому древу. Работа в«Уголке мужского/женского дела» Март 1 неделя. Тема«Девочки - маленькиехозяюшки» Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницыкрасоты, уюта, хранительницы домашнего очага. Анализ педагогических ситуаций Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый» Изготовление подарков 2 неделя. Тема«Девочки - будущие мамы»Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать вповедении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжатьобогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственногоповедения из жизни их близких родственников. Игра «Закончи предложение» Решение проблемной ситуации рассказаВ.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» Игра «Я знаю 5…» 3 неделя. Тема«Русские богатыри» Цель:познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примерымужества, героизма, смелости. Упражнение «А как бы ты поступил» Чтение отрывков из произведений 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Апрель 1 неделя. Тема «Хорошо - плохо» Цель: помочь восмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развиватьположительный образ Я- мальчика, Я - девочки. Упражнение «Я хорошая девочка (хорошиймальчик)» Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик» Анализ житейских ситуаций 2 неделя. Тема«Мужчины и женщины всемье» Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, онекоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать вмальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам,стремление оказывать им посильную помощь. Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?» Упражнение «Черты личности» Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка» 3 неделя. Тема«Моя сказка». Цель:продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий)мама(папа)» Игра «Согласны - не согласны» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Май 1 неделя. Тема«Мы - воспитанные дети!»Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми.Развивать ловкость. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Кто быстрее» Анализ педагогических ситуаций 2 неделя. Тема«Игрушки моей семьи»Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками 3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель:вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием 4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки идоброты» 11. Перспективно– тематическое планирование по гендерному воспитанию детейстаршего дошкольного возраста Блок 1.«Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Цель:закрепить представления о себе как представителе определённого пола, онекоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основнымикачествами мужественности/женственности. Формировать представления о различияхвнешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения спартнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности.Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу;умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умениепонимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Блок 2.«Мужчина и женщина в семье и обществе». Цель:уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины всемье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг одруге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формироватьпредставления о социальных функциях, воспитывать стремление подражатьпозитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представленияо мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которыепозволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство,умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлятьмиротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. Блок 3. «Ясегодня и в будущем».Цель:расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе исемье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватнопозитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылкимужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителямпротивоположного пола. Подготовительная группа. 1 неделя. Тема «Кто такой человек»Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчиныи женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек имальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать другихдетей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, чтокаждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет Игра «Что изменилось» Игра «Кому что надо» Игра «Угадайте, кто ушёл» 2 неделя. Тема«Мы такие разные» Цель:формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом (от рождения досеми лет). Учить детей находить по описанию друг друга. Развивать слуховоевнимание. Игра «Кому что надо» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал» 3 неделя. Тема«Мои друзья - мальчики идевочки» Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половомупризнаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формироватьэмоционально положительное принятие себя и других детей своего ипротивоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителемпротивоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Упражнение «Снежный ком из ласковых имен» Игра «Комплименты» 4 неделя. Тема«Семейные заботы» Цель:формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Побудить детей кразмышлению над качествами личности. Уточнить знания о конкретных трудовыхпроцессах. Проблемнаяситуация «Делу -время, потехе - час». Игра «Я знаю 5…» Октябрь 1 неделя. Тема«Мальчики - будущиемужчины, маленькие рыцари» Цель: продолжать способствовать пониманию ребёнкомроли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение кокружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. Игра «Согласны - не согласны» Чтение В. Осеева «Сыновья» Рисование Детские портреты 2 неделя. Тема«Русские богатыри» Цель:продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок Слушание аудиозаписи «Про Добрыню Никитича иЗмея Горыныча» Игра «Собери картинку» 3 неделя. Тема«Люди разных профессий»Цель: продолжать формировать знания детей о содержании разных профессий. Игра «Разные профессии» Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Ноябрь 1 неделя. Подготовка к спектаклю «Что посеешь,то пожнёшь» по мотивам рассказа В.Сутеева «Мешок яблок» 2 неделя. Тема«Если с другом…» Цель:дать детям знания необходимые в экстремальных ситуациях Упражнение «Общий ритм» Упражнение «Чем мы похожи» Игра «01, 02, 03» Анализ житейских ситуаций. 3 неделя. Тема«Уроки этикета» Цель:воспитывать внимательное, заботливое отношение к старшему поколению в семье Игра «Исправь ошибку» Работа с пословицей «Кто родителейпочитает, тот вовек не погибает» Чтение рассказ Н.Артюховой «Точка» 4 неделя. Тема«Профессии моей семьи»Цель: начать работу над совместным альбомом группы, продолжить формироватьпредставления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от половогопризнака, развивать умение группировать орудия труда в соответствии спрофессиональной принадлежностью. Игра«Нужна твоя помощь» Игра «Отгадай, какую профессию я загадал» Рисование орудий труда разных профессий Декабрь 1 неделя. Тема «Дружат в нашей группе мальчикии девочки» Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с качествами«мужественности», «женственности», развивать экспрессивные способысамовыражения, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность детей группы. Упражнение «Лукошко» Рисование Портрет рыцаря, принцессы 2 неделя. Тема «Наши хорошие поступки». Цель:продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей поотношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Чтение В.А. Сухомлинский «Стыдно передсоловушкой» Упражнение «Старенькая бабушка» Упражнение «Мое будущее» 3 неделя. Тема «Разные эмоциональныесостояния». Цель: закрепить знания детей о разных эмоциональных состояниях.Формировать умение отбирать пиктограммы с изображением разных эмоциональныхсостояний к конкретным ситуациям. Развивать выразительность движений, внимание,наблюдательность, произвольность. Игра «Подбери правильно» (пиктограммаподбирается к эмоции) Игра «Зеркало» Игра «Пантомима» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Изготовлениеподарков Январь 1 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель:продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок, закреплятьзнания о понятии «мужественность», формировать желание приходить на помощь другдругу в трудную минуту Слушание аудиозаписи «Как Илья из Муромабогатырём стал» Игра «Да и нет» 2 неделя. Тема «Кем я хочу стать в обществе?»Цель: выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об ихбудущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль Игра «Кто я?» Игра «Я взрослый» Игра «Мое будущее» Чтение Н. Носов «Заплатка» 3 неделя. Тема «Кто построил этот дом?» Цель:формировать обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых наодном производстве (строительство дома: экскаваторщик, каменщик, крановщик,плотник, электрик, маляр). Закрепить в речи соответствующий словарь. Игра «Кто построил этот дом?» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Февраль 1 неделя. Тема продолжать формировать у детейпозитивное отношение к себе и своей половой роли, развивать способность ксамоанализу, самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств. Игра «Превращения» Игра «Угадай-ка» Игра «Я умею» Чтение В. Осеева «Отомстила» 2 неделя. Тема «Взрослые и дети» Цель:формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослымии детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Чтение В. Осеева «Волшебное слово» Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка,дедушка)» Изготовление подарков 3 неделя. Тема «Чем пахнут ремёсла или всепрофессии нужны, все профессии важны» Цель: формировать представление о том,что всем необходим труд людей разных профессий. Упражнять в составлениинебольших описательных рассказах о профессиях. Игра «Словесный портрет» Игра «Отгадайте, какую профессию язагадал (а)» Работа с пословицей «Не красна изба углами,а красна пирогами» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женскогодела» Март 1 неделя. Тема «Мамы разные важны» Цель:продолжать формировать уважительное отношение к старшим, воспитывать тёплоеотношение к матери, желание делать для неё приятное Игра «Я хочу быть похожим на…» Чтение С. Баруздин «Мамина работа» Изготовление подарков Работа с пословицей «Нет милее дружка, чемродная матушка» 2 неделя. Тема «Я, ты, он, о 1 ноября 2023 в 19:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.