Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории
Программа «Одаренный ребенок» по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.I .ВВЕДЕНИЕ 1.1 Пояснительная записка В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть привлечены родители (лица, их заменяющие), образовательные организации города. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным планам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Данная Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми актами: · Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155; · Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; · Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; · Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; · Уставом учреждения; · Локальными актами учреждения, регламентирующими воспитательно-образовательный процесс. Отличительные особенности одаренных детей: - Имеют более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. - Имеют доминирующую, активную познавательную и (или) творческую потребность. - Испытывают радость от умственного труда, творческой деятельности, физического развития. Категории одаренных детей: 1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. 3. Дети с признаками одаренности в определенной области искусства. 4. Воспитанники с хорошими физическими данными. 1. Принципы работы с одаренными детьми: · Принцип учета возрастных возможностей; · Принцип развивающего обучения; · Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 2. Цели и задачи Цель: Создать условия для выявления одарённых детей и их оптимального развития. Задачи: · Совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей; · Создать условия для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления интеллектуальных, творческих и физических способностей; · Внедрить инновационные педагогические технологии воспитания и обучения одаренных детей; · Организовать объединения педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми; · Создать банк данных одаренных воспитанников детского сада; · Совершенствовать работу по взаимодействию учреждения с социальными партнерами города, учреждениями дополнительного образования по реализации работы с одаренными детьми; · Организовать систему работы по взаимодействию с родителями по реализации работы с одаренными детьми. 3. Ожидаемый результат 1. Выявлены задатки и способности детей к определенным видам деятельности. 2. Созданы условия для самореализации одаренных и талантливых детей; 3. Педагогами активно используются инновационные технологии воспитания и обучения одаренных детей; 4. Создана рабочая группа по реализации технологий работы с одаренными детьми; 5. Создан банк данных одаренных воспитанников детского сада; 6. Организовано эффективное взаимодействие с социальными партнерами города; 7. Организовано взаимодействие с родителями по реализации работы с одаренными детьми.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико организационный (2021 - 2022г.) Цель: Создать условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду. Задачи: · Изучение нормативной базы; · Разработка программы работы с одаренными детьми; · Анализ материально-технических, педагогических условий реализациипрограммы; · Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми. Планируемые мероприятия: 1. Проведение мониторинга по выявлению одаренных детей психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех этапах учебно- воспитательного процесса. 2. Изучение и проведение воспитателями стратегий и технологий работы с одаренными детьми. 3. Создание творческой группы воспитателей в ДОУ по работе с одаренными детьми. 4. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми. 5. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне города, края, страны. 2. этап — реализационный (2022- 2023 г.) Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками. Задачи: · Диагностика склонностей воспитанников. · Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников. · Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми. · Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми. · Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы и специалистов ДОУ. · Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии. · Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ. Планируемые мероприятия: 1. Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности. 3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ. 4. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. 5. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования. 6. Организация совместной деятельности с образовательными организациями города. 7. Создание авторских программ, проектов по сопровождению специальной одаренности детей. 3. этап — аналитический Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Задачи: · Анализ итогов реализации программы. · Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду. · Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. · Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы. Планируемые мероприятия: 1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2. Коррекция проекта и уточнение программы. 3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. 1. Календарно – тематическое планирование Содержание деятельности по развитию детской одаренности в ДОУ включает следующие блоки: · работа с педагогами; · работа с воспитанниками; · работа с родителями воспитанников; · работа с социальными партнерами.
2.3 Участие одаренных воспитанников МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» в конкурсах различного уровня
1. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов 1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах. 2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различнымвидам деятельности. 3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности. 4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми. 5. Уровень социальной успешности воспитанников. 2. Мониторинг достижения запланированных результатов 1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года. 2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника. 3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада. 4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей. 3. Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» · Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности. · Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей. · Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ. · Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности. · Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. · Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 3. Мониторинг отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога – психолога, оценки специалистов. Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферы развития. Что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Смотреть приложения. Подбор диагностического инструментария Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающий мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога – психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей обеспечивают принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферы развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производиться психологом детского сада, в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, творческая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя и другого специалиста. Учитывая, что способности ребенка проявляются не равномерно при помощи одинаковых методик, поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице № 2 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности. Виды одаренности
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех выше перечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многогранным по своему характеру явлением. Для педагога это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. Сводная таблица методик способностей детей
Формы работы с педагогами: · педагогическое просвещение, консультации, теоретические семинары и др.; · открытые показы, взаимопосещения, семинары-практикумы, «Школа молодого педагога» и др.; · участие в конкурсах, организация персональных и совместных выставок и др.; · проектная и экспериментальная деятельность. Список литературы 1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004. 3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М.,1994. 4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабн в. Гродно, 2007. 5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004. 6. Панов В.И. Одар нные дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4. 7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005. 8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000. 9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003. 10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010. 11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002. 12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М Приложение 1 Анкета для родителей Анкета для родителей Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку. Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся(природа,техника,искусство,взаимоотношениялюдей)? Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми,похвалы,замечаниявоспитателейидр.)? Охотнолиребенокучаствуетвдомашнихзанятиях?Вкаких? ЛюбитлиВашребенокфантазировать,накакиетемыегофантазии? Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.
Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов._ Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. КакимВыхотелибывидетьбудущееВашегоребенка? ЕстьлиуВаспожеланияипредположенияотносительноегобудущей профессиональной направленности? Спасибо за участие! Приложение 2 Набор методик для выявления одаренности ребенка
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева) Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой- либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. 1. Интеллектуальная сфера 1. Высокая познавательная активность, мобильность. 2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3. Устойчивость внимания. 4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 6. Богатство активного словаря. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 9. Развитость творческого мышления и воображения. 10. Владение основными компонентами умения учиться. 11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 2. Сфера академических достижений 1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 3. Творчество 1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5. Любит рисовать. 6. Проявляет тонкое чувство юмора. 7. Не боится быть таким, как все. 8. Склонен к фантазиям, к игре. 4. Литературные сферы 1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 3. Придерживаетсятольконеобходимыхдеталейврассказахособытиях,все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 7. Любит писать рассказы или статьи. 8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 5. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 7. Сбольшойлегкостьюдраматизирует,передаетчувстваиэмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанныхвариантов,всегдапроверяетвозникшуюидеюитолькопосле «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 6. Музыкальная сфера 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 7. Техническая сфера 1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 6. Любит рисовать чертежи механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 1. Двигательная сфера 1. Тонкость и точность моторики. 2. Развитая двигательно-моторная координация. 3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.). 1. Сфера художественных достижений 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.). 6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 1. Общение и лидерство 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3. Высокая общительность с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом. Приложение 3 «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные способности» Цель:развитиехудожественныхспособностейребенкавизобразительной деятельности. Задачи: 1. Создать условия для развития творческого потенциала ребенка. 2. Обогатить предметно-развивающую среду с целью развития творческого потенциала. 3. Формировать осознанный интерес к художественной культуре. 4. Приобщать к национальной и мировой художественной культуре. 5. Развивать творчество, образное мышление, художественные способности. Психолог Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за воспитанником и анализ продуктов его художественной деятельности. Информационныйэтап:консультированиеродителейипедагогов.Подбор психологической литературы по художественной одаренности. Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития одарённых детей. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с одарёнными детьми, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии. Педагог Информационный этап: консультации для родителей одарённых детей с художественными способностями. Родительские собрания по заявленной теме. Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях. Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детского художественного творчества. Методист Информационный этап: консультации для родителей и педагогов детского сада. Организационный этап: помощь педагогам в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной деятельности одарённых детей. Организация методических мостов по обмену опытом работы с одарёнными детьми. Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды. Родители Развивающий этап: участие в работе художественного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Приложение 4 «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях» Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка. Задачи: 1. выявление ребенка, одаренного в нескольких областях; 2. составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы); 3.создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка. Психолог Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей. Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам). Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми. Педагог Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения одарённых детей. Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Разработка и внедрение программ, включающих элементы повышенной сложности. Методист Информационныйэтап:созданиебанкаданныходарённыхдетейпоДОУ. Консультации для родителей. Организационный этап: включение в годовой план развития ДОУ дополнительных платных образовательных услуг. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике одарённых детей. Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; диагностика динамики развития ребенка. Родители Информационный этап: участие в круглом столе с педагогами ДОУ по проблемам одарённых детей. Участие активных родителей в педагогическом процессе. Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные ДОУ. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Приложение 5 «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности» Цель:гармонизацияиразвитиенезаурядныхинтеллектуальныхспособностей одаренного ребенка. Задачи: 1. Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей. 2. Социализация ребенка в группе сверстников. 3. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности. Психолог Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми. Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом. Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории: Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели; Развивающие занятия с элементами тренинга; Организация кружка интеллектуального развития. Педагог Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно- популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок. Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно- исследовательской деятельности. Методист Информационныйэтап:созданиеинформационнойбазыданныходетяхс повышенными интеллектуальными способностями. Организационный этап: составление совместного плана работы с педагогами и психологом ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике одарённых детей. Этап контроля: контроль эффективности работы педагогов по данной теме. Анализ результатов деятельности педагогов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме. Приложение 6 «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями» Цель:гармонизацияиразвитиеярковыраженныхспортивныхспособностей одаренного ребенка. Задачи: 1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми. 2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми. 3. Достижение детьми более высоких результатов. Психолог Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей. Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка. Методист Организационный этап: планирование работы педагогов по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи педагогам по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.). Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми. Педагог Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка. Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию. Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Родители Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций педагогов и психолога в домашних условиях. Приложение 7 «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности» Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью. Задачи: 1. Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка. 2. Формирование эстетического вкуса. 3. Стимулирование развития творческой деятельности одарённых детей. Психолог Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей. Информационный этап: консультации для родителей и педагогов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка. Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов. Музыкальный руководитель Диагностическийэтап:педагогическаяиспециальнаядиагностикасцелью определения музыкальной одаренности. Информационный этап: Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка. Развивающийэтап:созданиеразвивающейсреды:приобретениефонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей. Методы и формы развития музыкальных способностей: · развитие музыкального слуха, · развитие вокальных данных, · обучение азам нотной грамоты, · знакомство с деятельностью композиторов, · посещение концертов и др. Методист Информационный этап: консультации для родителей по проблемам музыкально одаренных детей. Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности музыкального руководителя и педагога-психолога по сопровождению одарённых детей. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в конкурсах различных уровней. Приложение 8 «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности» Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом. Задачи: 1. Создание условий для реализации артистического потенциала одаренных детей. 2. Развитие артистический способностей. 3. Развитие эстетического вкуса. 4. Развитие коммуникативных способностей. Психолог Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей. Информационный этап: консультации для родителей и педагогов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка. Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения. Музыкальный руководитель, педагоги Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение карты наблюдения за индивидуальным развитием ребенка. Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли. Информационный этап: консультации педагогов и родителей одарённых детей. Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи, использование в работе с детьми психологических эт 1 ноября 2023 в 20:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.