Катакова Марина Юрьевна - воспитатель Высшей квалификационной категории

Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни, основ собственной безопасности воспитанников «Здоровый дошкольник»

Сроки реализации программы

2019 - 2023 годы

Составила: воспитатель высшей  квалификационной категории

Катакова Марина Юрьевна

Содержание.

 

I. Целевой раздел программы:

1. 1.Пояснительная записка.

1.2. Цель, задачи программы.

1.3.Основание для разработки программы

1.4.Принципы и подходы к формированию программы.

1.5. Ожидаемые конечные  результаты реализации программы

1.6 . Программы и технологии по организации физкультурно-оздоровительной работы.

1.7. Формы и методы  оздоровления детей.

II. Содержание деятельности ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работы:

2.1.Основные направления реализации программы.:1

2.2. Компоненты здоровья.

2.3.Тематическое планирование занятий по формированию отношения ребёнка к самому себе (самопознание).

2.4.Оздоровительные моменты в режиме дня.

2.5.Система закаливающих мероприятий.

2.6. Тематическое планирование занятий по приобщению детей к физической культуре.

2.7. План оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий.

2.8. Основные направления работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности.

 2.9.Тематическое планирование занятий по приобщению к гигиенической культуре.

III. Организационный раздел:

3.1. Воздействие главных экологических факторов на организм человека.

3.2. Модель двигательного режима.

3.3. Физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ №7

3.4..Алгоритм комплексной оценки состояния здоровья детей

3.5. Диагностика состояния здоровья детей в ДОУ

3.6.  Организационно – методическое и психолого-педагогическое обеспечение

3.7. Деятельность сотрудников МБДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению детей

3.8 .Здоровье педагога

3.9. Вместе с папой, вместе с мамой.

4.0.Список литературы.

4.1. Приложения.

 

I. Целевой раздел программы:

1.1.Пояснительная  записка Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение детей и подростков навыкам здорового образа жизни.

Здоровье ребёнка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования, жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства.

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т.В.Хацкевич. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития. Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. И начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально- экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

В связи с этим, разработана программа «Здоровый дошкольник», которая

отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников, развития различных видов двигательной деятельности детей. Программа  предполагает различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

1.2. Цель, задачи программы.

Цель программы. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование элементарных норм и правил здорового образа жизни, формирование у родителей, педагогов, воспитанников культуры здоровья и здоровьесберегающей  компетентности.

Задачи программы:

1. Формирование у участников образовательного процесса мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействие развитию приоритетов здоровья.

2.Формирование развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ценности здоровья и формирование элементарных норм и правил здорового образа жизни.

3. Повышение уровня информированности участников образовательного

процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья через  создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию к здоровому образу жизни, привлечению к активному отдыху, занятиям физической культурой, туризмом и спортом воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников дошкольной образовательной организации; обеспечение психолого-педагогической поддержки  семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

4. Использование лечебно-профилактических мероприятий для укрепления и восстановления здоровья участников образовательного процесса.

5. Формирование и совершенствование системы мониторинга здоровья, факторов риска и уровня информированности по вопросам сохранения

и укрепления здоровья.

6. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и интерес  к

активной двигательной деятельности.

7. Развитие и совершенствование спортивно - массовой и оздоровительной

работы всех участников образовательного процесса.

Объект программы:

·Воспитанники дошкольной образовательно организации;

·Педагогический коллектив;

·Семьи детей, посещающих дошкольную образовательную организацию

Концепция программы.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей

воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, реализации личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний,

их просвещение.

 Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного

процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

1.3.Основание для разработки программы:

·ст. 41, п.2; п. 4 Закона Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании»;

·Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

·Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»;

·Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.);

·Основная общеобразовательная программа и устав дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего  вида» г. Вязьма.

1.4.Принципы и подходы к формированию программы:

1. Доступности: адаптированность материала к возрасту ребенка, сохранение уникальности и самоценности  детства.

2. Систематичности и последовательности:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Опережающий характер обучения:

- учет уровня развития ребенка;

- поддержка инициативы детей в двигательной деятельности;

- перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.

4.Научности:

- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление

здоровья, научно обоснованными и практически апробированными

методиками.

5. Активности и сознательности:

- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых,

эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению

себя и детей.

6.Комплексности и интегративности:

- решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного

процесса и всех видов деятельности.

7. Социальной компенсации:

- обеспечение социальной и правовой защиты детей.

8. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

9. Двигательная активность сочетается с общедоступными закаливающими процедурами;

10. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;

11.Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для

профилактики плоскостопия и искривления осанки;

12.Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

13. проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медицинских отводов.

Алгоритм программы: От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни

1.5. Ожидаемые конечные  результаты реализации программы:

1. Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семьях воспитанников.

2. Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.

3. Обеспечение соответствующего возрасту уровня развития движений и

двигательных навыков детей.

4. Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

5. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболевания.

6. Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.

7. Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.

8. Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.

9. Овладение элементарными навыками оздоровления (самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта).

Аспекты отслеживания:

Показатели заболеваемости ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;

Показатели общего физического развития детей;

Уровень адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

Показатели личностных психофизических особенностей ребенка;

Динамика становления ценностей здорового образа жизни;

Динамика освоения основных движений

1.6 . Программы и технологии по организации физкультурно-оздоровительной работы:

·Авдеева Н.А., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». – С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002г.

·Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник». – М: АРКТИ,2001г.

·«Детский сад: будни и праздники»: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 г.

·«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития»: Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.

·«Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» модели программ, рекомендации, разработки занятий./ авт -сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская.- Волгоград, 2009 г.

·.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;

·Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;

·Пальчиковая гимнастика А.С. Анищенковой, Л.П. Савиной,

·Гимнастика для глаз - элементы здоровья сберегающей технологии В.Ф. Базарнова.

Оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. В связи с этим актуально внедрение технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в систему дошкольного образования.

Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Под здоровьесберегающей технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей и взрослых).

Физическое развитие, воспитание и образование воспитанников направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и времени года.

Современные здоровьесберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг.

Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Особенности методики проведения: Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться  непропорциональной нагрузки на мышцы.

Ответственные: инструктор по физического культуре.

Ритмопластика.

Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Ответственные: инструктор  по физической культуре, музыкальный руководитель ДОУ.

Динамические паузы.

Время проведения в режиме дня: во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Особенности методики проведения: рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости  от вида занятия.

Ответственные: воспитатели.

Подвижные и спортивные игры.

Время проведения в режиме днякак часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате малой со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп

Особенности методики проведенияигры подбираются  в соответствии

с возрастом ребёнка, местом и временем ее проведения. в ДОУ. Ответственные: воспитатели групп, инструктор  по физической культуре

Релаксация.

Время проведения в режиме дня:  в любом подходящем помещении. В

зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Технологии эстетической направленности.

Время проведения в режиме дня: реализуются на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Особенности методики проведения: для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально

запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Ответственные: все педагоги  ДОУ

Пальчиковая гимнастика.

Время проведения в режиме дня:  с младшего возраста. Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Особенности методики проведения: рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Ответственные: воспитатели групп, инструктор  по физической культуре, музыкальный руководитель ДОУ.

Гимнастика для глаз.

Время проведения в режиме дня:  Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Особенности методики проведения: рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Ответственные: все педагоги

Гимнастика дыхательная

Время проведения в режиме дня:  В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы.

Особенности методики проведения: Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Ответственные: все педагоги

Гимнастика бодрящая.

Время проведения в режиме дня:  Ежедневно после дневного сна, 5-10

мин.

Особенности методики проведения: форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам;

легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Ответственные: воспитатели групп.

Гимнастика корригирующая

Время проведения в режиме дня:  в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы.

Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Ответственные: воспитатели, инструктор  по физической культуре

Гимнастика ортопедическая.

Время проведения в режиме дня: в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.

Особенности методики проведения: рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Ответственные: воспитатели, инструктор  по физической  культуре

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие.

Время проведения в режиме дня: 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний  возраст – в  групповой комнате, 10 мин. младший возраст - 15 мин., средний возраст - 20 мин., старший возраст - 25 мин., подготовительный – 30 мин.

Особенности методики проведения: занятия проводятся в соответствии  программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, сделать влажную уборку зала.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

Время проведения в режиме дня: в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Особенности методики проведения: занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Ответственные: воспитатели групп.

Коммуникативные игры.

Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Особенности методики проведения: занятия строятся по  определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Ответственные: воспитатели групп.

Занятия из серии «Здоровье»

Время проведения в режиме дня: 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Особенности методики проведения: могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор  по физической культуре

Самомассаж.

Время проведения в режиме дня: в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы

Особенности методики проведения: необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям  элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Ответственные: воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре.

Точечный самомассаж.

Время проведения в режиме дня: проводится в преддверии

эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

Особенности методики проведения: проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор -органов. Используется наглядный материал.

Ответственные: воспитатели, ст. медсестра, инструктор физического воспитания.

Биологическая обратная связь (БОС)

Время проведения в режиме дня: от 10 до 15 сеансов работы с

компьютером по 5- 10 мин. в специальном помещении.

Особенности методики проведения: необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников. Рекомендуется со старшего возраста

Ответственные: специально обученный педагог.

Коррекционные технологии

Арттерапия.

Время проведения в режиме дня: сеансами по 10-12 занятий по 30-35

мин. со средней  групп.

Особенности методики проведения: занятия проводят по

подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Ответственные: воспитатели.

Технологии музыкального воздействия.

Время проведения в режиме дня: в различных формах физкультурно-

Оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Особенности методики проведения: используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя ипр.

Ответственные все педагоги.

Сказкотерапия.

Время проведения в режиме дня 2-4 занятия в месяц по 30 мин.со старшего возраста

Особенности методики проведения: занятия используют для психологической,  терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Ответственные: воспитатели групп.

Технологии воздействия цветом.

Время проведения в режиме дня: как специальное занятие 2-4 раза в

месяц в зависимости от поставленных задач.

Особенности методики проведения: необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Ответственные: воспитатели групп.

Технологии коррекции поведения

Время проведения в режиме дня: сеансами по 10-12занятий по 25-30мин. со старшего возраста.

Особенности методики проведения: проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Ответственные: воспитатели групп.

Психогимнастика.

Время проведения в режиме дня 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Особенности методики проведения: занятия проводятся по специальным методикам.

Ответственные: воспитатели групп.

Фонетическая ритмика.

Время проведения в режиме дня 2 раза в неделю с младшего возраста

не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст- 15 мин., старший возраст-30 мин.

Особенности методики проведения: занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений.

Ответственные: воспитатели, инструктор  по физической культуре.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями.

 Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности

Психогимнастика

Методические указания: этюды, игры и упражнения, направленные на

развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально - личностной; мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапии.

Артикуляционная гимнастика

Методические указания: способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Пальчиковая гимнастика

Методические указания развитие мелкой моторики.

Логоритмика

Методические указания: это метод преодоления речевых нарушений

путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

Ритмопластика

Методические указания: подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Развивающие голосовые игры Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук

Методические указания: дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам до речевой  коммуникации, они познают возможности

своего голоса и учатся управлять им.

Психогимнастические этюды М.Чистяковой

Методические указания:  повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание

Дыхательная гимнастика.

Методические указания:  оказывает на детей психотерапевтическое,

оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на

обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание

Музыкотерапия.

Методические указания:  способствует психологическому благополучию

ребенка на занятиях и в повседневной жизни,т.е. сохранение психического здоровья

Элементы игрового массажа.

Методические указания:  выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на

обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.

Валеологические песенки.

Методические указания: поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению

1.7. Формы и методы оздоровлениия детей:

Формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика,  пешие и лыжные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм),

спортивные упражнения с элементами соревнований,  организуются тематические недели «Неделя спорта и здоровья», «Неделя спортивных игр».  Организуются недельные каникулы в течение учебного года, предполагающие непосредственно образовательную деятельность художественно-эстетического цикла, активную досуговую деятельность, увеличение времени пребывания воспитанников на свежем воздухе.

В процессе образовательной деятельности используются различные формы и методы оздоровления детей:

·обеспечение положительного психо- эмоционального состояния воспитанников: щадящий режим (адаптационный период, постоянно);

·гибкий режим в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников;

·рациональное питание,

·непрерывная образовательная деятельность в рамках содержания образовательных областей «Безопасность», «Здоровье», «Познание»;

·физические упражнения (утренняя гимнастика, занятия физической культурой, подвижные и спортивный игры, дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения);

·гигиенические и водные процедуры (умывание, мытьё рук, игры с водой, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях дошкольного образовательного учреждения);

·воздушные ванны (проветривание помещений (в т.ч. сквозное), прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха);

·активный отдых (развлечения, праздники, игры – забавы, динамические паузы и физкультурные минутки, часы двигательной активности, спортивные праздники и досуги);

·музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, использование музыки в театральной деятельности);

·С – витаминизация третьих блюд;

·корригирующая гимнастика после сна;

·гимнастика для глаз;

·релаксация,

·босохождение после дневного сна.

Для реализации двигательной деятельности детей используется специальные

оборудование и инвентарь, спортивные площадки в соответствии с возрастом и ростом ребёнка.

Один раз в неделю для детей 3-7 лет круглогодично организована непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях погоды непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию максимально проводится на открытом воздухе.

Особое внимание в дошкольном образовательном учреждении уделяется закаливанию: элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой; правильно организованная прогулка; физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия организуются в соответствии с сезоном года, температурой воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановкой.

Закаливающие процедуры проводятся с учетом следующих основных принципов:

·закаливающее воздействие предусматривается в организации режимных моментов;

·закаливание осуществляется в процессе различной двигательной деятельности;

·закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

II. Содержание деятельности ДОУ по организации физкультурно оздоровительной работы:

2.1.Основные направления реализации программы::1

1.Работа с воспитанниками..

PPЗадачи:PP

- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;

- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- целенаправленно развивать физические качества;

- формировать умение сохранять правильную осанку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

2. Работа с педагогами.

PPЗадачи:

- изучать научные исследования в области охраны здоровьядетей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МБДОУ;

- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения здоровья детей;

- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.

3. Работа с родителями.

Задачи:P

- формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;

- активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- создать условия для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.P

2.2Компоненты здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Соматический компонент культуры здоровья дошкольника включает в себя хорошее самочувствие ребёнка, его двигательную активность, устойчивость к болезням, сформированность  гигиенических навыков.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Контроль за состоянием здоровья детей является основой профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое

здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия необходимые для психологического комфорта ребёнка в детском саду:

- личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов;

- ориентацию педагога на интересы развития ребенка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника;

- сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи).

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается посредством:

·выявления факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний детей;

·применения психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии;

·обеспечения условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня для каждого ребенка;

·создания благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом;

·обучения детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;

·организации уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;

·использования личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

·использования на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к

разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. Учитывая это, необходимо как можно раньше обучить детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на возникающие экстремальные жизненные обстоятельства. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях и может их своевременно распознать и предупредить.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, следует больше внимания уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в

реальной жизни, на практике.

 2.3 Тематическое планирование занятий по формированию отношения ребёнка к самому себе (самопознание).

Младший возраст

«Узнаю о себе и других детях» (имя, пол, возраст, голос, цвет  волос, мальчик, девочка),

«Мое имя»

«Строение собственного тела с выделением отдельных частей».

«Части лица»

«Что я умею, что я могу?» (что могут наши ручки, ножки…)

«Чем мы похожи и чем различаемся?».

«Я и моя семья»

Средний возраст

«Изучаем свой организм»

«Наши помощники»

«Органы слуха и зрения, как их беречь»

«Сравнение тела человека с телом животных»

«Мое настроение»

«Я и моя семья»
«Я и мои друзья»

«Что у людей общего и чем они различаются»

«Врачи – наши помощники»

«Ребята, давайте жить дружно»

«Всегда ли добрым быть приятно»

«Я не трус, но я боюсь».

Старший возраст

«Как строено наше тело?»

«Прислушиваемся к своему организму»

«Что внутри нас?» (внутреннее строение организма)

«Как мы дышим?»

«Об удивительных превращениях пищи в организме человека»

«Мои поступки»

«Конфликты и ссоры»

«Мои мысли»

«Мои чувства»

«Каким я хочу быть?»

«Первая помощь спасает жизнь»

« Уход за больными»

«Добро и зло».

2.4 Оздоровительные моменты в режиме дня.

Основные компоненты режима дня  (3-7 лет)

Сон дневной.Длительность,2 – 2,5 ч

Отрезки бодрствования .Длительность 5,5-6 ч

Общее время прогулок.Длительность,4-4,5 ч

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.)  Длительность,3-4 ч

Интервалы между приемами пищи. Длительность,3-4 ч

Ночной сонДлительность,10-11 ч

Режим дня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития.

Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создает

комфортные условия пребывания детей в детском саду, а соблюдение санитарно- эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.

В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости, в режим дня выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки. Увеличивается время пребывания на воздухе.

Оздоровительные моменты в режиме дня МБДОУ детский сад №7(Приложение №1).

1.Прием детей, осмотр, измерение температуры, индивидуальная образовательная деятельность, игры.

Ответственные:медсестра, воспитатель.

2.Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, игры (при открытых фрамугах).

Ответственные:воспитатель, инструктор по физической культуре.

3. Подготовка к завтраку, завтрак.

Ответственные: воспитатель, младший воспитатель.

4. Непосредственная образовательная деятельность: физкультминутки, двигательная разминка во время перерыва.

Ответственные:воспитатель.

5. Второй завтрак (сок или витаминный чай), игры, подготовка к прогулке

Ответственные: воспитатель, младший воспитатель.

6. Прогулка:оздоровительный бег 2 раза в неделю (по 5-7 чел, длит. 3- 5 мин.),  подвижные игры и физические упражнения на прогулке (длит. 20 - 25

мин.),  походы (пешие 1-2 раза в год длит. 40-60 мин.); возвращение с прогулки.

Ответственные:воспитатель, медсестра,

7. Подготовка к обеду, обед

Ответственные:воспитатель, младший воспитатель

8. Закаливающие процедуры, профилактика стоматологических заболеваний, уход за полостью рта.

Ответственные:воспитатель, младший воспитатель

9. Подготовка ко сну, сон.

Ответственные:воспитатель.

10. Подъем по мере пробуждения, гимнастика после сна (длит. 10 мин.), водные,  закаливающие процедуры, точечный массаж.

Ответственные:воспитатель, медсестра,

закаливающие процедуры, точечный массаж

11. Полдник.

Ответственные:воспитатель, младший воспитатель

12. Организация индивидуальной  образовательной деятельности, игр, развлечений.

Ответственные:воспитатель

13.Подготовка к прогулке, прогулка: дифференцированные игры-упражнения, уход домой

Ответственные:воспитатель.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой

потребности.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Рациональное питание детей – это правильное, организованное и своевременное обеспечение организма питанием, содержащим оптимальные количества различных пищевых

веществ, минеральных солей, витаминов, необходимых для нормального развития и функционирования детского организма.

Для обеспечения правильного питания в ДОУ составлено 10 – ти дневное меню - раскладка летнее  и зимние, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. При составлении меню учтены национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.

Организации питания строится на следующих принципах:

- выполнение режима питания;

- гигиена приема пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и

поведение ребенка, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

Для поддержания нужной температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание, проводимое в присутствии детей (пульсирующий микроклимат). При отклонении температуры воздуха помещений тепловой комфорт достигается изменением слойности одежды детей.

Зависимость слойности одежды от температуры в помещении

Температура в помещении + 230 С

Одежда ребенка 1 – 2 - слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки.

Температура в помещении +180 - 220 С

Одежда ребенка 2 - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или шерстяное платье с длинными рукавами, колготы и туфли для детей 3-4 лет, гольфы и туфли для детей 5-7 лет.

Основные правила правильного использования музыки в режимных моментах: (Приложение  №2).

·Не включать музыку громко, поскольку слух у ребенка очень хороший и обостренный. От резких или громких звуков ребенок может разволноваться, стать беспокойным и плаксивым.

·Слушать красивую легкую классическую музыку с утра, когда малыш просыпается, и очень хорошо вечером перед сном для спокойного безмятежного сна.

·Лучше всего подходит для детей классическая музыка. Она успокаивает, ребенок под нее быстро и крепко засыпает. Кроме того, такая музыка способствует умственному развитию ребенка.

·Слишком эмоциональная и экспрессивная музыка может вызвать у ребенка беспокойство и раздражительность. Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику.

·Подбирать музыкальные произведения,  в которых задействованы 1- 2 музыкальных инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше.

Музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием  мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности В ДОУ разработан и осуществляется план профилактических мероприятий:

- профилактические прививки;

- углубленные профилактические медицинские осмотры;

- иммунизация по гриппу.

2.5. Система закаливающих мероприятий.

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Предложенная система закаливания предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Элементы повседневного закаливания .

Воздушно-температурный режим

При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40 С

1 младшая группа от +220 С до +180 С

2 младшаягруппа от +220 С до +180 С

Средняягруппа от +210 С до+180 С

Старшаягруппа от +210 С до+180 С

Подготовительная группа От +210 СС до +180 С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды.

Сквозное проветривание (в отсутствие детей) Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Утром перед приходом детей  и к моменту возвращением детей с прогулки. До прихода детей в группу  температура восстанавливается до  нормальной.  Перед возвращением детей с прогулки

1 младшая +190 С.

2 младшая +190 С.

Средняя+180 С.

Старшая +180 С.

Подготовительная+180 С.

Во время дневного сна. В тёплое время года проводится в течении всего дневного сна
Утренний прием детей на улице. В тёплый период

Утренняя гимнастика. В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале, в группе.

Физкультурные занятия в зале, в группе + 180 С

Воздушные ванны в теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 20 0 С - +220 С.

Прогулка. Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

1 младшаядо - 150 С.

2 младшаядо - 15 0 С.

Средняядо - 150 С.

Старшая  до - 200 С.

Подготовительная До - 200 С

Дневной сон. В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка).

Физические упражнения, подвижные игры на улице ежедневно

Упражнения на дыхание, игровой самомассаж, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Ежедневно (в гимнастиках, физ. паузах, физ. занятиях, в повседневной деятельности)

В тёплое время года проводятся на свежем воздухе.

Упражнения для профилактики переутомления - релаксация, элементы психогимнастики, физминутки.

Гигиенические процедуры - ежедневно в течение всего режима дня.

 Специальные закаливающие воздействия:

Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры

Ходьба босиком по дорожке здоровья - хождение босиком по дорожке здоровья (после сна)

Обширное умывание водой комнатной температуры - после дневного сна

«Босоножье»

Ранний Возраст

Тёплый период Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

 Время 5 - 30 мин.

Холодный период Ходьба и бег по ковру в носках

Время 5 – 30 мин.

Младшая группа.

Тёплый период. Ходьба и бег по теплому песку, траве.

Время 5 – 45 мин.

Холодный период Ходьба по ковру босиком

Время 5 – 30 мин.

Средняя группа.

Тёплый период. Ходьба и бег по сухому и мокрому песку,

траве, асфальту

Время 5 – 60 мин.

Холодный период Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

Время 5 – 30 мин.

Старшая группа.

Тёплый период. Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

Время 5 – 90 мин.

Холодный период Ходьба и бег босиком по комнатному полу

Время  5- 30 мин.

Подготовительная группа.

Теплый период Ходьба и бег по различным видам почвы,

покрытиям земли

Время от 5 мин. и неограниченно

Холодный период Свободный бег и ходьба в группе

Время 5 – 30 мин.

Прогулка при правильной ее организации также является эффективным средством закаливания. (Приложение №3).

В зимнее время года воспитанники должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 часов ежедневно. При этом важно одеть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить тепловой комфорт и свободу движений (при температуре воздуха от +60 С до - 20 С - четырехслойная одежда; от - 20 С до - 8 0 С - четырехслойная одежда: зимнее пальто и утепленные сапожки; от - 90 С до - 140 С - пятислойная одежда). Зимой дошкольники выходят на улицу в безветренную погоду до - 15 0 С, при этом длительность прогулки сокращается.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. В тёплый период года все организованные формы непосредственной образовательной деятельности (утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:

·Общая подвижная игра для всех детей.

·2-3 подвижные игры с подгруппами детей.

·Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие);

·Спортивные игры (зимой – хоккей,  весной,  летом  и осенью – футбол, бадминтон,  городки, баскетбол);

·Спортивные  упражнения  (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание  на велосипедах, самокатах, игры с мячом);

·Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).

Раз в квартал полезно проводить прогулку-поход за пределы детского сада. Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту позволяет детям не только укрепить своё здоровье, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

Немаловажное значение для повышения эффективности здоровье ориентированной  деятельности в ДОУ имеет создание в детском саду необходимой предметно-пространственной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей.

На территории ДОУ должна быть создана оригинальная, педагогически целесообразная образовательная среда, позволяющая активизировать двигательную активность.

Групповые участки – спортивное оборудование и спортивный инвентарь, «Экологическая тропа»

Мини стадионыТропа «Здоровья» , «Веселая лыжня»«Авто городок».

Деятельность на тропе «Здоровья» обеспечивает игровую, познавательную,

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, а так же дает возможность общения и совместной деятельности, как со сверстниками и детьми разного возраста, так и со  взрослыми.

Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

• формирование элементарных норм и правил здорового образа жизни, основ

собственной безопасности воспитанников;

• повышение сопротивляемости организма  простудным  инфекционным

заболеваниям;

• поддержание положительного эмоционально-психического состояния детей;

• профилактика плоскостопия;

• развитие координации движений;

• улучшение функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Маршрут тропы «Здоровья» включает в себя 4 станции, что позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на тропе «Здоровья» могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

1.«Секреты здоровья»

Содержание работы упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, зрения, а так же закаливающие мероприятия: босохождение, игровой массаж и самомассаж, ходьба и бег по гальке, шишкам

Контингент воспитанников - все группы.

2.«Развивайка» .

Содержание работы упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по скамейке, ребристой поверхности, «следам», канату, мостику; ходьба с мячом на голове;

ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, спилы); подлезание  под натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног; прыжки вверх («Допрыгни до предмета»)

Контингент воспитанников - все группы

3«Веселый стадион» .

Содержание работы подвижные игры, соревнования и эстафеты

Контингент воспитанников -  все группы.

4. «Ароматы природы»

Содержание работы дыхательная гимнастика для детей,

дыхательные упражнения, способствующие закаливанию горла, носа

Контингент воспитанников - все группы

В зимнее время

«Веселая лыжня»

Содержание работы:  закрепления навыка ходьбы на лыжах. Предусмотрен небольшой спуск с горки, подъем, повороты, проезд «змейкой» между кеглями.

Контингент воспитанников- все группы.

Программа работы на каждой станции включает в себя:

• перечень упражнений с подробным описанием содержания;

• комплексы закаливающих, дыхательных, профилактических упражнений, игры на

расслабление и создание положительного психоэмоционального настроя,

• подборки подвижных игр и эстафет.

В зимнее время на «Тропе Здоровья» функционирует лыжня – малый круг-300 метров – для детей старшей группы и 500 метров для воспитанников подготовительной группы. Созданы все условия для закрепления навыка ходьбы на лыжах: предусмотрен небольшой спуск с горки, подъем, повороты, проезд «змейкой» между кеглями.

На «Веселом стадионе» организованы: малый каток, снежный вал, ледяные кирпичики для перешагивания и перепрыгивания, а также горизонтальные и вертикальные мишени для метания. Дети очень любят занятия на тропе

«Здоровья» как в летнее, так и в зимнее время.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий  для

творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

·Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

·Развитие воображения при выполнении двигательных действий;

·Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;

·Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В ДОУ разработан и осуществляется план профилактических мероприятий:

- профилактические прививки;

- углубленные профилактические медицинские осмотры;

- иммунизация по гриппу.

 Кроме того профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение санитарно-гигиенического режима, предупреждение острых заболеваний, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Таким образом, анализ реализации Программы «Здоровый дошкольник» на 2014-2018 г.г. позволяет выделить проблемы, требующие перспективного решения:

- создание условий для  снижение показателей по заболеваемости;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка.

2.6. Тематическое планирование занятий по приобщению детей к физической культуре.(Приложение №4)

Для обеспечения оздоровительной направленности физкультурных занятий следует соблюдать несколько основных требований:

1. Две трети движений, составляющих содержание занятия, должны быть циклического характера.

2. Двигательные нагрузки на физкультурном занятии должны быть строго дозированы, поэтому, составляя его конспект, желательно указывать примерную частоту сердечных сокращений, соответствующую каждому вид движений и возрасту детей. Это помогает правильно регулировать темп и длительность упражнений.

3. После определенных двигательных нагрузок обязательно должны следовать расслабляющие паузы, чтобы привести пульс ребенка к исходному состоянию. Таких пауз, в течение одного  занятия, бывает  две  или больше, в зависимости от характера двигательной деятельности. Расслабление проводится в разных положениях: сидя, стоя, лежа.

4. В какой-то момент занятия желательно дать детям мощный эмоциональный заряд, рассмешить их, поднять настроение. Это может быть неожиданное появление сказочных персонажей, использование специальных оздоровительных игр.

5. Закаливающие процедуры должны стать органичной составляющей физкультурных занятий. Для каждого возраста детей они различны, а для воспитателя несложны для организации: воздушные ванны, обтирание, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам и др. Главное условие их организации – они должны нравиться детям и проходить весело.

6. В каждое оздоровительное физкультурное занятие стоит включать специальную дыхательную гимнастику. Дети должны научиться разным способам дыхания: носовому поверхностному, свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному, дыханию «животом» и т.д.

7. В каждом занятии должны быть специальные упражнения, способствую

7. В каждом занятии должны быть специальные упражнения, способствующие  развитию координационных механизмов нервной системы: разнообразные упражнения

13 ноября 2023 в 23:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.